Найти тему
Наталья Белотелова

Теневая деятельность ваших сотрудников

«У меня к вам еще вот какой вопрос! Вы, пожалуйста, не удивляйтесь, я веду еще собственные проекты, вне компании «АБС»… В данный момент я веду собственный проект, посвященный….»

Вот такой монолог от наемного сотрудника одной из небольших  компаний мне довелось услышать совсем недавно.  Расшифрую: находясь, так сказать, при исполнении служебных задач, в рабочее время, наемный сотрудник вот так запросто рассказывает о своих проектах вашему контрагенту. Многих такой подход уже  не удивляет…

И если бы речь шла о «халтуре» после работы в виде услуг макияжа или перепродаже товаров из китайских интернет-барахолок, то еще полбеды. Речь идет о выстраивании собственных бизнес-коммуникаций с вашими контрагентами с последующим извлечением прибыли в той или иной форме, причем вы, как собственник бизнеса, можете даже и не быть в курсе подобных вещей.

Откуда берутся такие «ушлые» сотрудники? Есть, как минимум, несколько причин возникновения таких ситуаций:

  • Вы берете на должность сотрудника «со связями» и богатой «прошлой жизнью», и пытаетесь использовать его возможности на благо своего бизнеса. В данном случае, если вы не «заразили» сотрудника своей идеей, не создали соответствующих условий труда и не закрепили определенные пункты в трудовом договоре, то исход, с большой вероятностью, предопределен еще в момент принятия этого сотрудника в штат.  Т.е. если сотрудник не отождествляет себя с вашей компанией если не на 146%, то хотя бы на 100%, то он «временщик», цели которого вообще понять бывает непросто: контрагенты, преследуя свои цели, будут молчать и не расскажут вам при случае, о параллельной деятельности вашего же сотрудника. Просто всем так выгодно: это бизнес, ничего личного.
  • Вы берете на должность сотрудника, закрывая «бреши», и не уделяете время на изучение его досье: за общими фразами в резюме могут скрываться интересные «скелеты» с предыдущих мест работы: например, неплохие познания в области документооборота, юриспруденции, права и т.д. Буквально через пару-тройку месяцев такой сотрудник неплохо ориентируется в том, как идут дела в вашем бизнесе: для проведения своего аудита вашей компании ему нужно не так уж и много времени. Тут вы вводите бизнес-партнера в заблуждение о размерах вашего бизнеса и условиях работы, здесь вы своевременно не платите по счетам, а вот тут вы откровенно нарушаете законодательство. Если в первом случае, «будущее предопределено»(с) в момент принятия на работу, в этой ситуации все может закончиться на испытательном сроке. Таким сотрудникам хватает и этого времени быстро наладить новые бизнес-контакты и использовать их в дальнейшем. Выйти на уровень доверительных отношений за столь короткий срок – вопрос харизмы и обаяния. И навряд ли вы хотели бы узнать, что ваши партнеры уже в курсе того, что вы ведете бизнес, мягко говоря, некорректно. Ну, тут уже сами виноваты. Пытаетесь урезать расходы путем нарушения Трудового кодекса, когда-нибудь и вам «прилетит».

В любом случае, ответственность за сотрудника и за его действия лежат на вас: на собственнике бизнеса, на лице, принимающем решения. Любой просчет или недогляд за сотрудником выливается в издержки, временные и финансовые. Популярный нынче формат «дистанционной» работы усложняет выявление таких сотрудников.

Как «вычислить» подобных сотрудников? Приведу несколько соображений на этот счет:

  • Сотрудник не отвечает на телефон, перезванивая через час-другой. Стандартный ответ – «был на переговорах с …».
  • Назначая деловые встречи и переговоры, встречает вас у контрагента. Скорее всего, личная встреча была уже проведена раньше, за 15-30 минут до вашего прихода.
  • Излишняя «автономность» и отсутствие отчетности. Если сотруднику предоставлен корпоративный автомобиль, это несколько  облегчает задачу. Чего нельзя сказать о корпоративной мобильной связи.
  • Сотрудник очень быстро выстраивает коммуникации с партнерами, особенно, если вы «интроверт» и этого сами не делаете, а сотрудник легко переходит на «ты», много времени общается с партнерами не по делу.

Что делать руководителю, особенно небольшой компании, дабы не попасться в ловушку такого сотрудника?

  • Не врать и быть честным.  Как ни странно, многие забывают о таком простом поведении. Я не призываю к излишней транспарентности ведения ваших дел, но тема места, куда сунул нос ваш подчиненный, должны быть чисты.
  • Побольше общаться со своими контрагентами, не испытывать «головокружения от успехов»(с) и тактично интересоваться мнением о вашем персонале.
  • Проявляйте заинтересованность жизнью вашего сотрудника. И тут речь не только о работе. Может, ваш сотрудник женился, или у него родился ребенок? Как у вас принято поздравлять с такими важными событиями? А чем ваш сотрудник интересуется? Какие у него есть хобби? Даже пара минут разговора не о работе повысит ваш рейтинг в его глазах.
  • Сделайте так, чтобы вас уважали. Сделать это достаточно просто. Нужно просто отвечать за свои слова и не нарушать собственные принципы. Если, конечно, они у вас есть.