Найти в Дзене
ChangeRun

БИЗНЕС-ДИАЛЕКТИКА: ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЕ

Александр Шемякин

Изменения — естественное состояние нашего организма

Мы с вами постоянно обновляемся:

  • Ваш гиппокамп (участок мозга ответственный за обучение) обновляется каждый день
  • Клетки эпителия (желудок) регенирируются за 5 дней
  • Цикл полного обновления клеток печени – 500 дней
  • Кости вашего скелета полностью меняются за 10 лет

Перенесемся в деловой мир:

  • Лучшие продукты и идеи сегодня живут до 7 месяцев (и каждый день отдача от них падает). Посмотрите на частоту появления новых моделей телефонов, автомобилей, бытовой электроники, печенья или консервов…
  • 75% выпускников, которые сегодня поступили в ВУЗы, не смогут через 5 лет (по окончанию) устроиться по специальности (ее уже не будет)
  • В течение 10 лет выживает всего 4% компаний

Деловой мир постоянно обновляется. Что-то умирает, что-то появляется. Темпы этих перемен растут. И я бы выдвинул тезис

Изменения – естественное состояние вашей компании в XXI веке

Если вы не хотите ее пустить в «расход»… Вроде бы все у нас хорошо с логикой. Вроде бы понятно, что изменения – это не роскошь. А средство передвижения по дорогам современных экономических реалий. И несмотря на это изменения не идут в 2/3 российских компаний. Почему? Какие у вас варианты ответа? Я уже более 4-х лет выполняю роль проводника или инициатора перемен в компаниях. И выделил бы

5 хитов-ингибиторов (замедлителей) перемен:

1. Мечты, что все (каким-то волшебным образом) наладится само по себе. Это лидер «хит-парада». Помните сказку А.С. Пушкина «… и понадеялся поп на русский авось». Большинству из нас кажется, что естественный ход событий это «самое то». Отлично, посмотрим, что говорит об этом микроэкономика (как наука). Любая компания (в конкурентном рынке) в долгосрочной перспективе (сегодня это 2-3 года) получает нулевую экономическую прибыль. Вот вам и естественный ход событий. Хотите быть успешными, переигрывайте рынок. Займете проактивную (опережающую) позицию.

2. Ожидания, что процесс перемен пойдет гладко. Что вы придете со своими светлыми идеями к коллективу. Только откроете рот, и все бросятся к вам на колени со словами: «Шеф, как долго мы ждали этого момента. Как нужны нам и нашей компании твои нововведения…». Проснитесь коллега, большинство из нас быстрее лягут под нож хирурга, чем встанут на беговую дорожку и перестанут есть что попало (изменения в образе жизни). Будьте готовы к сопротивлению, это нормально. Система развивается через кризис. Да и не надо завоевывать сердца 100% коллектива. Достаточно социокритической массы для поддержки. Это 20-30% группы в вашем коллективе. Много? Начните продажу идеи перемен самой лояльной группе из 7 сотрудников, выделив из нее 30%. А это уже 2-3 человека. Продали им, потом вместе пойдете в массы.

3. Желание быть «хорошими», а не «эффективными». У вас есть дети? Что делают большинство родителей, если дети устраивают истерики. Правильно, успокаивают, ведутся на истерику и как следствие подкрепляют нежелательное поведение. Стараются быть «хорошими». И воспитывают не самую достойную личность. Как поступит в этом случае «эффективный» родитель? Сынок ты успокойся. Как приведешь свое настроение в порядок, подходи, я с удовольствием тебя выслушаю и помогу. А когда ты кричишь, я тебя не совсем понимаю. Также и с сотрудниками, «хорошими» быть проще. Беречь ваш персонал от трудных клиентов, звонков, встреч в пыльном офисе на окраине города. Прекратите и переходите к управлению по Жукову: «Генерал, который жалеет своего солдата. На самом деле его не жалеет». Нагружайте, изменяйтесь и развивайтесь вместе.

4. Отсутствие дисциплины. В коллективе, которая начинается с вашей личной дисциплины (руководителя). Любые серьезные перемены требуют дисциплины. Ох, как часто хочется свернуть все эти ноу-хау… Нужна определенная методичность. Где она начинается и где посеять зерно собственной дисциплины? В привычке регулярно и методично что-то улучшать в самом себе. Я последние время просыпаюсь в 5.30 кроме воскресенья. А если что-то не успел вчера, то встану в 5.00 (как сегодня). У меня сейчас на часах 5:45. И начинаю я свой день с самых важных дел. А когда мои 3 компании начинают работать в 9.00, самое важное уже сделано. Требует дисциплины, окупается многократно. Не верите? Сами попробуйте.

5. Не системный подход. Кусочные улучшения (изменения) похожи на лоскутное одеяло. Выглядит раритетно, но очень не надежно в эксплуатации (порвется в любой момент). Ваш организм почти не отдыхает, постоянно меняется и работает. Еще раз – изменения это постоянный процесс. Но управлять ими нужно комплексно, слаженно и системно. Понимая, что меняя (в лучшую сторону) систему продаж вы автоматически перегружаете производственный блок. И даже если ваши станки сейчас недогружены… Далеко не факт, что люди готовы работать по-другому. Ликвидируя один узкий участок, вы получаете эффект «узкого горлышка» в другом месте своего бизнеса.

Давайте переходить от анализа причин к действию. С чего начать?

С бизнес-диалектики

Вы очень хотите простых и линейных рецептов (как быстро перейти из точки А в точку Б). Понимаю и хочу расстроить, мир не линеен. И диалектичен:

  • Нужно разрешить себе создавать и разрушать. Постоянно. Что-то нужно закрывать (продукт, офис, проект). Смело, спокойно и только для того, чтобы перебросить освободившиеся ресурсы (время, деньги, энергию) в лучшее (на сегодня) направление. Чтобы создавать и творить новое! Разрешите себе временные эксперименты. Не надо создавать «вечные продукты» и «незыблемые истины». Разрешите себе попробовать на 2-3 месяца. А потом бросить, если не вышли на плановые показатели. Избавляйтесь от хлама и рудиментов, освобождайте ресурсы для нового.
  • Нужно найти баланс между стабильностью и изменениями. Представляете, если вдруг мы все с утра до вечера начнем заниматься переменами. Перестанем отгружать товар, считать финансовые результаты, проводить планерки, ставить задачи. Все резко бросимся в перемены к лучшему. Что произойдет? Убьем компанию. Другая сторона медали. Давайте все встанем на защиту стабильности и будем строго следовать стандартам. Которые не будут меняться веками. В офисе запахнет «бизнес-плесенью». И рынок нас убьет, потому что он не ждет вашу компанию. Он меняется. Надо решить, в какой пропорции надо сочетать изменения и стабильность. Что думаете? Мне кажется это где-то 75/25 для компаний-лидеров. И 90/10 для консервативных.
  • Нужно научиться сочетать процессный и проектный подходы в управлении. Забудьте, чисто процессных компаний уже нет. Даже «Макдональдс» со своим отлаженным конвейером вводит новые блюда, установил автоматизированные терминалы. Что это? Проекты-улучшения в рамках процессной компании (модели). С другой стороны, проектному (до мозга костей) и креативному рекламную бизнесу (под заказ), нужны отлаженные и стабильные бизнес-процессы. Продаж, планирования проектов, управления изменениями и т.п. Вот она, бизнес-диалектика во всей красе.

Где отлаженные бизнес-процессы являются гарантом порядка. А внутренние проекты являются проводниками перемен к лучшему.

Займитесь бизнес-диалектикой (см. выше):

1. Решите, что пора закрыть (разрушить): убрать из продуктовой линейки, сократить как офис (рабочее место), ликвидировать из статей затрат?

2. Выберите направление, куда перебросите освободившиеся ресурсы (после закрытия): время, деньги, энергию

3. Продумайте пропорцию «стабильность/изменения» для вашей компании

4. Решите, кто будет управлять изменениями в вашей компании?

5. Сколько для этого выделите времени себе? Ключевым сотрудникам?