Найти в Дзене

Диалоги

Многие читатели любят, когда в книге много диалогов. Такой стиль им кажется более живым и увлекательным. Однако и диалоги могут навевать скуку, если неправильно построены.

Диалоги прежде всего необходимы, чтобы двигать сюжет, сталкивая героев. И здесь ключевое слово «сталкивать». Плохо, когда даются диалоги бесконфликтные, предсказуемые. Например, такой диалог мамы и сына-школьника:

– Саша, ты сделал уроки?

– Да, сделал.

– Все? И стихотворение Пушкина выучил?

– Выучил.

– Тогда можешь включить компьютер, поиграть в свои «стрелялки».

– Хорошо.

Если продолжить этот диалог, то вы не захотите его дальше читать, потому что он не несет никакой смысловой нагрузки, не двигает сюжет. Весь этот пустой диалог можно было бы заменить одной повествовательной фразой. Мать узнав у сына, что он сделал уроки, разрешила ему поиграть на компьютере. Кстати, диалоги количественно наращивают текст, а рассказ о событии от лица автора позволяет сократить объем произведения.

Однако диалог будет почти обязателен, если вы желаете показать какой-либо конфликт, повернуть сюжет в иную сторону. Но тогда диалог не должен быть таким безмятежным, в слова героев необходимо ввести противоречащие реплики.

– Саша, ты сделал уроки?

– Сейчас заканчиваю.

– Ты уже два часа твердишь, что заканчиваешь, а воз и ныне там. Опять к компьютеру прилип? А стихотворение Пушкина так и не выучил?

– Мама, я последний разок сыграю, и все.

– Никаких «последних разков». Сейчас же доставай книжку! Будем вместе учить.

– Я ее потерял.

В приведенном диалоге заметна борьба между матерью и ребенком, нежелающим делать уроки. Далее уже в авторском тексте можно глубже раскрыть причины, заставляющие мальчика бездельничать.

В общем, очевидная ссора в диалоге – это хороший двигатель сюжета.

Труднее бывает изобразить диалог согласия, внутри которого скрыто сопротивление одного или обоих героев. Обратимся снова к предыдущему примеру.

– Саша, ты сделал уроки?

– Сделал. Можно я компьютер включу?

– Вначале прочитай мне стихотворение Пушкина. Ты его выучил?

– Выучил.

– Ну так расскажи! А я по книжке проверю, как ты выучил.

– Тогда я, это, к Пете сбегаю, он в школе у меня эту книжку взял. Обещал вернуть к вечеру, но так и не принес.

Мы видим, что в третьем примере, где ребенок избегает диалога с мамой, уже трудно обойтись без определяющих слов – они помогли бы внести ясность в форму поведения каждого персонажа. В одной из обучающих писательству книг (Юрген Вольф «Школа литературного и сценарного мастерства») заявлено даже, что в идеале следует стремиться к тому, чтобы в авторской речи использовать только слова «сказал/сказала». Предполагается, что где-то ранее характеристики героя должны быть так четко прописаны, чтобы не требовались еще какие-то наречия и глаголы для расцвечивания диалога.

Но мой опыт читателя и писателя подводит к обратному: даже дважды повторенное рядом слово «сказал» создает впечатление беспомощности автора, не говоря уже о засилье этого глагола. Можете мысленно провести этот эксперимент, использовав «сказал/сказала» в предыдущем примере. Кроме того, если в разговоре участвуют более двух персонажей, то можно просто потерять нить истории, перестать понимать, кто «сказал».

Поэтому я предлагаю классический вариант – два полярных способа составления диалогов. Первый – обходиться вообще без слов автора (что порой оскудняет картину, но прибавляет динамизма сюжету), и второй – расширить спектр определяющих слов, рисуя одновременно и декорации сцены, и эмоциональное состояние, и элементы передвижения говорящих. Добавим их в третий пример:

– Саша, ты сделал уроки? – твердым голосом спросила мама, подходя к письменному столу.

– Сделал. Можно я компьютер включу? – ответил мальчик, не глядя на мать.

– Вначале прочитай мне стихотворение Пушкина. Ты его выучил? – женщина придвинула стул и села рядом с сыном.

– Выучил, – едва слышно буркнул Саша.

– Ну так расскажи! А я по книжке проверю, как ты выучил.

– Тогда я, это, к Пете сбегаю. Он в школе у меня эту книжку взял. Обещал вернуть к вечеру, но так и не принес, – мальчик резво вскочил со стула и бросился к двери.

Во всех случаях, когда герои совмещают разговоры с активными действиями, диалоги усиливают динамичность повествования.