Мы привыкли оценивать возможности оптики по её светосиле.
Дорогие объективы манят цифрами f/1.4, 1.2, а то и f/0.95
Прежде всего эти показатели важны как творческий инструмент для размытия фона. В общем смысле, чем больше светосила, тем сильнее объектив может размыть фон.
Но есть и еще один аспект светосилы – она косвенно отражает способность объектива работать при плохом освещении. Почему косвенно?
Допустим, есть у нас два объектива 50 мм со светосилой f/1.2.
Один из них чисто оптически прозрачнее, другой – "темнее". Это могут быть и разные марки объективов, и даже одна и та же модель, но с разницей выпуска в несколько лет.
Прозрачность — это параметр физический, объективный, так сказать, природное свойство конкретного объектива.
На обоих стеклах инженеры рассчитали диаметр диафрагмы исходя из того, чтобы соблюсти ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ (= маркетинговое) отношение максимального диаметра отверстия к фокусному расстоянию.
Для двух наших объективов относительное отверстие как теоретическая величина, выводимая из инженерной оптической схемы объектива – одинаковое при равных значениях колеса диафрагм. Оно и понятно — это честно с точки зрения физики и выгодно с точки зрения маркетинга.
По существу, обмана здесь нет.
Просто не все понимают, что светопропускание и относительное отверстие — это две совершенно разные величины.
Итак:
Светосила — величина теоретическая и относительная, и на практике позволяет выводить из нее только один реальный параметр — глубину резкости. Но никак не светопропускание.
Производители указывают светосилу объективов в f-stop, к примеру: f/2.8
Светопропускание — абсолютная величина, характеризующая реальную прозрачность объектива (кстати сказать, она ведь может еще и меняться со временем, по мере пожелтения стекол).
Светопропускание объективов указывается в t-stop (от слова transmission – светопропускание), к примеру: T2.8
Для фотообъективов редко указывается значение t-stop, поскольку большинству фотографов оно мало что говорит.
А вот на киносъемочной оптике чаще всего написан именно t-stop, потому что здесь важно, чтобы объективы, на которые снимаются разные сцены фильма, не отличались по реальному светопропусканию.
Информация о реальном светопропускании конкретных фотообъективов обычно не публикуется, хотя и может оказаться полезной, когда нужно выбрать объектив например для плохо освещенных сцен.
Однако главный посыл этой статьи в том, что объективы с одинаковой светосилой далеко не всегда будут пропускать одинаковое количество света.