Александр Сергеевич памятником быть не хотел и против всяких скульптурных экспериментов с собой всячески возражал. Он полагал, что тогда: «арапское мое безобразие будет предано бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». Но кто ж мертвого поэта станет слушать?
По примерным подсчетам, в мире сейчас существует 550 памятников Пушкину. Солнце русской поэзии светит в Мадриде, Риме, Париже, Шанхае и даже столице Эфиопии Аддис-Абебе. Но мы сейчас про Москву, в которой с Александром Сергеевичем можно встретиться вовсе не только на площади его имени.
На Бауманской улице, 40, во дворе школы № 353, стоит бюст юного поэта. На этом месте раньше был дом, в котором, по одной из версий (а их множество!) родился Пушкин.
Неподалеку, на Спартаковской улице, 9, в старинном особняке - Библиотека имени Пушкина, в создании которой принимала участие одна из его дочерей. Здесь, понятное дело, без увековечивания не обойтись. Вот оно:
На Арбате, у дома № 53, где мемориальный музей-квартира, Александр Сергеевич уже прогуливается под ручку с юной женой. Внешность его претерпела сильные изменения. Современники, пожалуй, вряд ли бы узнали в этом красавце «потомка негров безобразного».
В сквере у Никитских ворот, возле Церкви Большого Вознесения, он также пребывает в компании Натальи Николаевны — они там венчались. Оба помещены в фонтан-ротонду и в теплое время года постоянно омываются струями воды. Несмотря на это неудобство, Пушкин стойко читает любимой стихи.
Кроме всем известного, на одноименной площади, есть Пушкинский сквер и в Старопесковском переулке. Там в конце прошлого века установили статую поэта, подаренную Москве «частными лицами».
В Парке искусств «Музеон» на Крымской набережной разместилось целое семейство Александров Сергеевичей: Пушкин-юноша, Пушкин на прогулке, Пушкин в кибитке, сидящий Пушкин.
Если зайти во двор дома № 4 по Неопалимовскому переулку, где располагается редакция журнала «Наше наследие», сразу вспомнишь опасения поэта по поводу своих скульптурных изображений. Красавцем изображенного Лазарем Гадаевым Пушкина явно не назовешь, зато в правде жизни не откажешь. Режиссер Юрий Норштейн считает, что скульптор «воспользовался знаменитым пушкинским автопортретом, где поэт изобразил себя в широком кафтане, в мешковатых панталонах».
Закончим это путешествие на Большой Молчановке. Здесь, во дворе дома № 10, где находится мастерская скульптора Александра Рукавишникова, вдали от любопытных глаз, его великий тезка наконец может себе позволить расслабиться, прилечь, закинув ноги на спинку кушетки. Одно время компанию ему составляли герои булгаковского романа «Мастер и Маргарита», не принятые на Патриарших прудах (эта история рассказывалась здесь), но потом они разъехались. Сам поэт тоже иногда выезжает — на выставки. Но потом снова возвращается на Молчановку. Здесь ему спокойно.
Мария Кронгауз