Самые лучшие представители жанра Action всегда пытались дать игроку нечто большее, чем склеенную сюжетом нарезку из эпичных взрывов и перестрелок. Живые персонажи, нестандартная история, внутриигровые испытания и системы достижений, проработка мультиплейерных режимов — все эти инструменты доступны разработчикам, но далеко не каждая студия рискует их использовать в своих продуктах. На примере нашего топа попробуем разобраться, что может являться тем самым особенным элементом, который трансформирует игру из обычного боевика в шедевр.
5. Playerunknown's Battleground
Место в нашем топе для такой, мягко говоря, далекой от технического и логического идеала игры — это дань уважения разработчикам из BlueHole, которые перевернули всеобщее представление о том, что такое жанр "battle royale" и всего за полгода с небольшим смогли превратить свой продукт в одну из самых популярных онлайн-игр в мире.
До сих пор не укладывается в голове, почему сервера PUBG переполнены игроками, несмотря на многочисленные баги, наличие всего лишь пары карт для сражений, отсутствие системы прогресса и достижений, и еще целый ряд различных факторов, которые обычно отталкивают геймеров в онлайне.
Одной из причин, безусловно, является то, что не в каждой многопользовательской игре вам приходится сражаться аж с целой сотней соперников, победить которых можно только продемонстрировав все свое коварство, крепкие нервы и непревзойденные навыки стрельбы. Кроме того, любой матч в PUBG наполнен множеством уникальных ситуаций из-за различных стартовых условий, постоянно меняющегося фактора внешней угрозы и, конечно же, огромного набора тактических решений, которые могут принимать сами участники королевской битвы.
Еще одна важная вещь, которая обычно отпугивает новичков - это поведение соперников и игрового сообщества в целом. Ваш первый матч с опытными игроками в Dota 2, Overwatch и любой другой командной игре обречен превратиться во взаимный обмен оскорблениями, а безобидный вопрос на форуме вызовет целые волны ненависти. В PUBG же, отчасти потому что какого-то цельного коммьюнити на данный момент нет, такого почти не встретится: это экшен про одиночек, которым для победы важно быть внимательными, рассудительными и хитрыми, а не выяснять отношения и унижать других.
Да и сами создатели активно работают над улучшением качества своего продукта с момента его появления в раннем доступе Steam. Читеры исправно банятся, сервера почти что не падают, а еще совсем недавно Bluehole добавили кейсы с косметическими улучшениями для персонажей, чтобы удовлетворить еще и низменные потребительские запросы игроков.
Тем не менее, оставим анализ причин популярности игры ее конкурентам и остановимся на одном простом факте. Playerunknown's Battleground успешно ворвалась в игровую индустрию и останется в ней надолго.
4. Assassin’s Creed: Origins
И все-таки даже Ubisoft могут меняться. После долгих лет стагнации и попыток выжимать из надоевших механик все виртуальные соки, на свет появилась Assassinʼs Creed: Origins.
Глобальной революции, тем не менее, не произошло: разработчики попытались действовать точечно, и от многих концепций игровой серии было решено не отходить.
Как же так вышло, что Origins воспринимается совершенно по-другому? В первую очередь, стоит отметить сюжет, который больше не крутится вокруг извечного противостояния темпларов и ассасинов. Практически впервые за все время игроку будет интересно не только поучаствовать в приключениях антагониста, посвященных становлению ордена убийц, но и окунуться в исторический контекст происходящего. Древний Египет предстает страной контрастов, где бедность на улицах граничит с роскошью дворцов, а религиозные таинства и мистика идут рука об руку с политическими интригами и холодным расчетом. Поработали, к счастью, не только над антуражем и историей, но и над NPC. Каждый житель долины Нила теперь не просто прохожий с запрограммированным паттерном движения, которого ваш персонаж может пихнуть плечом во славу законов физики. Пастухи, торговцы, лекари, писцы, бездомные и даже домашние животные — все они пытаются хотя бы немного реагировать на ваши действия в игре, чтобы вы смогли почувствовать античный Египет полным жизни, личных драм и связанных судеб.
Другим приятным открытием стала боевая система, которая, хоть и стала выглядеть менее динамично и эффектно, теперь предоставляет игроку намного больше возможностей и привносит в каждый поединок достаточный челлендж, чтобы локации игры не считались проходными. Даже различные виды оружия предполагают уникальные способы ведения боя, из которых каждый сможет сформировать свой стиль прохождения. И хочется верить, что, начиная с этой части, Ubisoft навсегда позабыла о том, что можно "нажать кнопку, чтобы контратаковать".
Да, мы все давным-давно полюбили Assassin's Creed за паркур, стильные капюшоны, прыжки в сено с досок в птичьем помете и за то, что все было дозволено и ничего не считалось истиной. Однако каждой серии, чтобы сохранить эту любовь, нужно уметь меняться, ориентируясь на мнение пользователей. Origins, один из лучших экшенов 2017 года, демонстрирует, что разработчики готовы к новому прыжку, вот только немного грустно, что Ubisoft, чтобы взобраться на эту башню, пришлось потратить почти 6 лет.
3. Wolfenstein 2: New Colossus
Наверное, один из лучших шутеров последних лет. New Colossus выглядит, да и играется, как высокобюджетный блокбастер на стероидах. Сравнение с жанром кино здесь более чем уместно: как будто бы поставленные твердой рукой режиссера 4k-сцены сначала ведут повествование в сторону мрачной истории про преодоление себя, потом мы становимся свидетелями слезливой драмы о тяжелом детстве, а под конец история и вовсе превращается в дикий, но стильный трэш в стиле фильмов Тарантино и Родригеза.
Радует, что работники Bethesda не стали изобретать колесо, и геймплей все так же представляет из себя приближенную к "олдскулу" стрелялку, где нужно максимально быстро передвигаться по уровню, собирая патроны и аптечки, и, конечно же, уничтожать орды врагов. При этом, в игре присутствуют и элементы стелса, в котором вы можете эффектно отрубать нацистам части тела посредством острого топора правосудия. Более того, преодолев половину игры, наш герой получит специальные биомеханические улучшения, которые позволят ему еще эффективней, да и эффектней расправляться с неприятелем. Убить нашего доблестного Би-Джея Бласковица будут стремиться солдаты, разных видов, званий и размеров, свирепые собаки и даже гигантские роботы. Здесь стоит отметить и выверенные до сантиметра уровни, которые позволят зайти с виду неубиваемому противнику в тыл и нанести летальный удар или же и вовсе расстрелять ничего неподозревающую группу фашистов со второго этажа. Каждую минуту игрового процесса вы будете поглощены ураганными перестрелками, а то, что ваш герой может умереть от нескольких попаданий, лишь увеличивает уровень напряжения и адреналина. Чем больше пуль с приятным звуком входит в тела фрицев, тем меньше желание убрать палец с курка и задуматься о чем-то более умиротворяющем.
И потому таким жестоким и нелепым выглядит решение разработчиков обрубить историю на том самом месте, где должна начаться настоящая борьба по освобождению Америки. Перед самим окончанием игры нам подсовывают возможность зачищать локации, которые мы уже посещали в ходе игровых миссий, от нацистских офицеров, что на фоне зубодробительного сюжета New Colossus, выглядит уж совсем невразумительно. В порыве искренней обиды раздосадованный геймер припомнит игре и ужасный прицел, так и не переработанный с прошлой части, и темные костюмы фашистов, трудно различимые на фоне таких же темных локаций, и даже то, что просмотр роликов, какими бы они не были прекрасными, составляет чуть ли не треть от общего времени прохождения.
Вторая часть обновленного Wolfenstein действительно получилась классной, и стала образцом того, как нужно качественно делать игры в своем жанре. Вот только это все равно не дотягивает до того, чтобы ее с томным придыханием вспоминали по прошествии многих лет, как это, например, до сих пор делают с System Shock 2 на форумах и новостных сайтах безумные киборги, запрограммированные быть людьми. Кажется, чтобы достичь этого, разработчикам нужно всего-навсего взять пример со своего же персонажа, капитана Уильяма Бласковица, который, несмотря на все трудности и отсутствие некоторых конечностей, смог довести начатое до логического и триумфального конца.
2. Horizon Zero Dawn
Творение Guerilla Games относится к тем играм, которые вызывают преждевременное отторжение и скепсис еще до релиза из-за нездоровой шумихи в СМИ и игровом сообществе, завышенных ожиданий и скомканных первых игровых часов. Но как только у вас получится разобраться с монотонным обучением, и ваша рыжеволосая протагонистка по имени Элой, наконец-то, будет готова путешествовать самостоятельно, Horizon затянет вас и не отпустит до самого конца.
У многих в игре захватит дух от чудесного открытого мира, сочетающего в себе футуристические пейзажи останков цивилизации и чудесные виды первозданных лесов и гор. Кто-то получит удовольствие от классического, но, при этом, насыщенного событиями и драматическими поворотами сюжета, который также полон нестандартных аллюзий на тему отношений бога и человека.
Главным же откровением, на наш скромный взгляд, стала именно боевая система, при попытке описать которую сами собой всплывают клишированные фразы наподобие "танго со смертью" или "идти по лезвию ножа". В осознании этого, на самом деле, и кроется вся прелесть геймплея. Закройте глаза и представьте в своей голове, как должна выглядеть охота на гигантских животноподобных роботов или напряженная перестрелка с постапокалиптическими дикарями. Получившаяся картина как по волшебству наложится на то, что происходит в Horizon, как только вы сами сядете за игру. Другими словами, авторам идеально удалось "попасть в образ", сделать его достойным книжных сравнений, которые будут близки и понятны каждому.
Каждое столкновение с группой враждебно настроенных дикарей или кибернетическими тварями обернется напряженной схваткой, в которой ваш персонаж каждую секунду будет находиться в шаге от смерти. Но вместе с тем, нельзя сказать, что битвы являют собой хардкор в стиле Dark Souls, где нужно наизусть знать движения врага, чтобы его нейтрализовать. Horizon не пытается заставить игрока нажимать кнопки в нужном для победы порядке, напротив, она дает ему попытку самому выбраться из трудной ситуации, если он покажет отменную реакцию или и вовсе грамотно спланирует все заранее. В этом плане охоту на роботов вообще можно считать отдельным успехом разработчиков: обстоятельная подготовка, изучение своей будущей жертвы, тщательная слежка и удовлетворение от идеального воплощения плана принесут игроку удовольствие, сравнимое с эмоциями от получения премии или от успешного закрытия сессии. При этом, в ходе процесса в какой-то момент даже теряешь ощущение того, что выслеживаешь не виртуальное существо с запрограммированным паттерном поведения, а самого настоящего диковинного зверя, чувствующего страх, ярость и боль.
Не делая акцент на сюжете, разнообразии побочных и основных заданий, проработке мира и его обитателей, хочется заверить, что в Horizon Zero Dawn и эти элементы выполнены на хорошем, хотя и далеко не идеальном уровне.
Студия Guerilla Games, делавшая ранее средненькие линейные стрелялки, подобно своей героине Элой, смогла выйти из зоны комфорта и отправиться в непростое путешествие, итог которого было трудно предугадать. В итоге история получилась со счастливым концом, ведь, похоже что, разработчики сделали один из самых качественных и, вместе с тем, уникальных экшенов современности. Он, без всяких сомнений, надолго останется в памяти игроков, и хочется надеяться, что судьбы героини Horizon и ребят из Guerilla Games еще переплетутся не раз.
1. Prey
В первые дни после релиза в сторону Prey подул шквальный ветер "остроумия" от игроков и журналистов. Игру называли "скучным Bioshock'ом в космосе", "Crysis'ом для бедных", обвиняли в плагиате всех(!) механик из System Shock, даже говорили о том, что новое творение Arkane Studios — это тот самый невышедший Half-Life 3, только в другом сеттинге. На самом деле, каждая из этих фраз, не говоря о целом ряде хвалебных рецензий и обзоров, является отличной рекламой игры. Каждый, от консервативного зануды до импульсивного любителя взрывов и пальбы, нашел в ней что-то свое, близкое только ему. Можно сказать, что в этом вообще вся Prey. Подобно главным антагонистам игры, загадочным тифонам, инопланетным организмам способным к мимикрии и контролю разума, сама игра довольно успешно пытается притвориться всем, что игрок захочет в ней увидеть.
Отдельно стоит выделить то, как плавно геймплей, в зависимости от ситуации, парит между стелсом, шутером и ролевым приключением. С первой и до последней минуты игрок будет учиться на своих же ошибках, набивать шишки, доверять не тем людям, адаптироваться, становиться сильнее и хитрее. Начальные локации заставят игрока, выступающего в роли работника могущественной транскосмической корпорации по имени Морган Ю, сжиматься от страха при виде любого небрежно лежащего предмета. После первых смертей и неудач тревога уйдет, а ее место займет хладнокровное желание выжить во что бы то ни стало. Вы станете изобретательны, научитесь экономить ресурсы и устраивать ловушки, будете жертвовать малым для большей выгоды в дальнейшем. Крупицы информации о том, что произошло, как и помощь в решении квестов, придется выискивать на компьютерных терминалах и персональных картах памяти. Материалы для создания оружия и припасов нужно будет, как самому настоящему ученому, перерабатывать на специальных футуристических утилизаторах. А для того, чтобы научиться справляться с врагом, ваш герой будет вынужден ввести в свой организм импланты тифонов и получить новые способности, потеряв при этом солидную часть того, что делает его человеком.
Как только игрок начнет с легкостью уничтожать бестелесных инопланетных супостатов и почувствует себя полноправным хозяином космической станции, игра откроется для него с совершенно другой стороны. Появится время и возможности для того, чтобы закрыть увлекательные побочные миссии, попробовать спасти (или прикончить) еще несколько выживших, поэкспериментировать с конфигурациями оружия, решить парочку головоломок, полетать в космосе и вдоволь побаловаться с одним из самых интересных видов оружия за всю историю ролевых шутеров — клеевой пушкой.
Всеми вышеперечисленными активностями хочется заниматься бесконечно не только из-за научного любопытства, но и потому что основной сюжет является единственной посредственной стороной Prey. У истории отличная sci-fi основа, которая могла бы лечь в основу какого-нибудь хорошего сериала на Netflix, но именно ролевые решения и, что более важно, концовка, к которой они приводят, выглядят несколько скомкано и не дают игроку пережить по-настоящему сильные эмоции после прохождения.
Бесспорно, в погоне за тем, чтобы понравиться всем и каждому, Prey может и вовсе оставить многих равнодушной к своей истории, но точно не к игровому процессу. В ней есть все, чтобы фанаты экшен-игр всех форм, вероисповеданий и мер испорченности получили хотя бы малую толику удовольствия. И именно за эту универсальность, за умение меняться, удивлять и затягивать игроков чем-то новым каждые несколько часов геймплея, игра, которая была обречена была стать "заурядной" и "нишевой", заслуживает самых громких аплодисментов и первое место в нашем рейтинге.