Я часто встречаю разнообразные курсы и завлекаловки для тех, кто собирается открыть свой интернет-магазин с предложением дропшиппинга.
Дропшиппинг – это система взаимоотношений поставщика и ритейлера, в рамке которой ритейлер продает товар со склада поставщика. В этой системе интернет-магазин не создает собственный склад, а торгует товаром, который физически лежит на складе поставщика. И когда магазин получает заказ, он передает его поставщику, и поставщик сам отправляет товар конечному покупателю. Вроде удобно, на первый взгляд, не так ли?
| ДРОПШИППИНГ, на первый взгляд, выглядит очень хорошо, пока не копнешь глубже
Дропшиппинг как система позволяет сэкономить на логистике и складских расходах и в ряде случаев, действительно, это позволяет магазину сосредоточиться на продажах. Но, как часто бывает в жизни, есть ряд “НО”.
В большинстве случаев цена, по которой ритейлер получает товар от дропшиппера (поставщика), выше, чем оптовая цена. Это зачастую приводит интернет-магазины к ситуации минимальной или нулевой рентабельности при продажах. То есть торговля как бы идет, но заработать на продаже дропшиппингового товара не получается.
Идем далее…
Если у вас ассортиментный ряд не только от данного дропшиппера, а еще и от другого/других поставщиков. При заказе в вашем интернет-магазине покупатель выбирает товары от разных поставщиков. В этом случае вам придется либо все же создавать свой консолидационный склад, на который будет доставлен товар от разных поставщиков и потом уже отправлять его покупателю (а тогда зачем нам вообще дропшиппер). Либо один дропшиппер отправляет свой товар покупателю сам, а другой дропшиппер тоже сам. Получается, что по одному заказу покупателю придется иметь дело с двумя-тремя доставками, что ооооочень неправильно.
Учитывая, что у вас нет склада, а товары находятся на складе поставщика, вы не контролируете количество товарных остатков по товарным позициям. Особенно это важно, когда дело касается ходовых позиций. Вы вкладываете деньги в рекламу и продвижение, в итоге получаете заказ, а дропшиппер его не может выполнить в виду отсутствия товара на складе. Обидно? А то.. Частично вопрос решается путем регулярного предоставления вам отчетов о складских остатках. На практике это экселевские отчеты в лучшем случае, раз в сутки. Крайне редко поставщики-дропшипперы предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам, чтобы ритейлеры могли четко понимать остатки.
Вот почему-то так получается, что как только вы находите с виду нормального поставщика, то по факту сотрудничества обнаруживаются его слабые места, и одним из самых неприятных является регулярные перебои с поставками, то есть фактическое отсутствие необходимых товарных позиций. Неграмотный товарно-финансовый менеджмент, недостаток ликвидности и проблемы со своими поставщиками и логистикой в большинстве случаев приводят дропшиппера (и вас заодно) к вышеописанной ситуации. Хуже перебоев с поставками может быть только..ммм…нет, ничего хуже быть не может.
Сама система дропшиппинга очень часто возникает на стагнирующих или падающих рынках, что приводит к ситуации нарушения баланса между спросом и предложением в пользу предложения. То есть конкуренция на таких рынках сильная, а спрос снижающийся или стагнирующий. Для новых ритейлеров такая ситуация может стать катастрофой, так как продавать товар на падающих рынках достаточно непросто, а зачастую вообще невыгодно.
И это еще не все...
Ой, я вас, случайно не расстроил?
Часто поставщики-дропшипперы отправляют свой товар вашему конечному покупателю в своей упаковке со своими лейблами и контактами. При этом еще и курьеры дропшиппера могут рекомендовать покупателям в дальнейшем осуществлять покупки в другом интернет-магазине (который принадлежит самому дропшипперу). Неудивительно, что в таких случаях ритейлеры не получают повторных заказов от покупателей. А именно повторные продажи позволяют интернет-магазинам зарабатывать.
Учитывая, что вы не контролируете логистику товара вы не знаете, как осуществляется сервис по доставке. Позвонил ли дропшиппер покупателю перед приездом? Вовремя ли привез курьер товар? Вам остается только надеяться, что дропшиппер знает, что делает. Да, знает. Но интересы дропшиппера и ваши интересы как ритейлера – это разные вещи.
В ряде случаев дропшипперы требуют с ритейлера выкупа возвращенного товара. Например, покупатель сделал заказ, но по приезду курьера заказ полностью или частично не выкупил. Брак, например, или просто товар не понравился и.т.д. Так вот в таких ситуациях дропшиппер может требовать, чтобы вы выкупали такой товар. И у вас на балансе будут очень быстро расти товарные запасы, которые вам придется уже за отдельные деньги хранить на складе поставщика или создавать свой склад для хранения таких товаров.
А теперь скажите, вы все еще уверены, что дропшиппинг - это очень круто?
На самом деле уверены?