Найти тему
Autismus.ez

А какие они, аутичные дети?

Когда-то я вела обычные развивающие занятия для детей в детском клубе. Дети были самые разные, кто-то как в книжке по детской психологии, кто-то более агрессивен или тревожен, чем другие. Кто-то очень флегматичен. Детская педагогика для меня стала обычным делом...

Пока я не пошла в магистратуру и там на лекциях по клинической психологии не узнала про аутизм... Новое явление, которое вызывает много вопросов и дает совсем мало ответов.

Я помню день, когда мне позвонила женщина по рекомендации общей знакомой. Она была встревожена развитием своего ребенка, он не играл с игрушками и мог часами смотреть телевизор. "Ах, ну тут надо просто наладить контакт через игру, заинтересовать" - подумала я и приехала на консультацию. Прошло полчаса, я перепробовала все игровые "крючки", все "классные" игрушки, все "волшебные" слова. Ребенок так и не заинтересовался ни одной моей игрой, предметом, общением. Мне не хотелось верить, но факты говорили за себя: не отзывается на имя, любит часами крутить ручку в двери, не смотрит в глаза...

Тогда я и заинтересовалась таким явлением 21 века как аутизм и стала работать с аутичными детьми.

Аутизм (греч. Autos сам) - погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; наиболее сложное психическое расстройство. Как симптом аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано и занимает центральное, ведущее, место в клинической картине, оказывает тяжёлое негативное влияние на все психическое развитие ребенка. (О. С. Рудник)

А какие они, аутичные дети? Первое - разные. Можно наблюдать многих детей аутистов, но очень трудно их описать общими словами. Бытует мнение, что они не смотрят в глаза, да, бывают, а бывает, пронзительно так смотрят. Говорят, что они замкнуты, да, а некоторые, ох как болтливы. Ещё говорят, что они не замечают, что происходит вокруг, да, но все сигналы мира они могут принимать очень чувствительно, и от этого бывает уходят в себя. Также судачат, что аутизм граничит с одаренностью, тоже не всегда, но то, что они особенные -это точно. Итак, частые (но не определяющие!!) признаки аутизма у детей:

👤 речь. Речь такого ребёнка не развивается в последовательности: гуление, лепет, свой язык, слова, предложения. У особенных детей речь особенная. Они могут так и не заговорить предложенияи до конца дошкольного возраста. Или долго застрять или пропустить какой-нибудь этап формирования речи.

👤туалет. Часто такие дети могут долго игнорировать горшок. Лет до 6-7 ходить в памперсах. Обычный способ: сел-сделал свои дела-встал, вызывает у них ужас, гнев и отвержение. Особенно это связанно с хождением в туалет по большому. Они могут делать это только стоя, в ванной, смотря куда-нибудь, в другой определённой позе.

👤привычки в еде. Они могут есть только зелёную еду, или только круглую, или только ту, которую ели всегда. Боятся пробовать новую еду. Причем до определенного возраста могут есть всё. А потом может появится привязанность к конкретной еде.

👤моторика. Они могут быть моторно неловки, или наоборот моторно грациозны. Могут долго не уметь застегивать пуговицы, а могут долго перебирать мелкие предметы. Могут падать со стула, а могут карабкаться на вертикальные предметы. Опять же, все индивидуально.

Но наличие хотя бы одного признака ещё не говорит об аутизме! Нужно рассматривать в совокупности, в динамике, в системе.