Заставьте читателя вникать
Если вы собираетесь убить кого-то в первой главе, что писатели делают очень часто, в идеале, вы должны представить читателю этого персонажа так, как будто он будет главным героем в вашей книге. Вы хотите так заинтересовать им читателя, чтобы, когда герой умрет, он сказал: «Этот персонаж был таким интересным, я поверить не могу, что ты его убил. Я только что хотел прочитать, что он собирается делать». Однако очень часто и в книгах и в кино, жертва убийства не интересует никого вообще.
Кому-то угрожает опасность, этот человек бежит вниз по лестнице, и вы не знаете, кто это, вас это и не волнует. Потом его сбрасывают с крыши, и вы думаете: «Ну ладно». Это плохо, это никуда не годится, если вы собираетесь начать книгу с убийства, то расскажите читателю кто этот человек бегущий по лестнице. Заинтересуйте его.
Заинтересовывайте быстро
Вы не поверите, в скольких книгах и в скольких рукописях я читал только первую страницу или несколько первых страниц с первой главы и понимал, что это никуда не годится. Ни напряжения, ни стиля, ничего, что приковывало бы внимание. Текст или перегружен или вовсе не отредактирован. Герой не вызывает никаких чувств, события кажутся шаблонными. В голове не происходит ничего, что вызывало бы у меня хотя бы отдаленный интерес.
Мы постоянно рассказываем истории друг другу, иногда вы выслушиваете от собеседника первые три фразы, после чего начинаете бороться с желанием уйти. Мол, подожди, я на секунду отойду. Или типичный случай на вечеринке, это когда, ваш собеседник при беседе с вами смотрит в сторону двери, чтобы увидеть, кто еще пришел, и вы понимаете, что вы не заинтересовали его своим рассказом.
Вы не должны просто излагать всю информацию, что у вас есть, вы должны увлечь читателя, в первую очередь сценой. Он должен захотеть попасть туда. Это одна из сильных сторон Джона Гришэма (прим. – американский писатель, автор многих литературных бестселлеров в жанре триллер). В первых двух главах он сделает так, что вы не сможете оторваться от его главного героя. Он создает какой-то конфликт для персонажа и приглашает вас понаблюдать. Таким образом, он переносит вас в сцену.
Два мальчика собираются тайком покурить, одному 8 другому 10 лет или что-то около того. И вы на них смотрите и говорите себе: «Да все как в жизни, могу представить себя там, я тоже тайком курил». И это, в конечном счете, начинает вас затягивает. А затем они видят то, что они не должны видеть. И ставки сразу взлетают. Это всего лишь маленькие дети, они не должны были ничего видеть. И читатель уже не сможет оторваться. Он там, он вместе с ними. В этом и есть суть саспенса: вопросы, на которые читатель должен получить ответы, и он не может уйти без них.
Не бойтесь переписывать
Я все время в каждой книге по нескольку раз переписываю первую главу. И часто переписываю первую строку, не всегда конечно, но часто. Я недавно закончил новую книгу «Люди склонитесь» («Humans, Bow Down»), я переписал первую главу уже 5 раз и каждый раз я менял первую строку. Потому что читая эту главу, я должен почувствовать тот же интерес, который хочу вызвать у читателя. Что будет в следующей главе? Что будет с этим героем? Я должен чувствовать конфликт. Он должен меня затягивать.
Информация подготовлена по материалам основанных на мастер-классе писательского мастерства от Джеймса Паттерсона.