Что общего у технологии, уменьшающей вес строительных материалов, и Микки-Мауса?
На том и на том заработали миллиарды долларов. Но как? С помощью продажи интеллектуальной собственности! Но... не полной продажи.
Коммерциализация интеллектуальной собственности
Смысл:
Этот бизнес-шаблон работает с созданием интеллектуальной собственности. Зачастую эти права продаются полностью какой-то компании или остаются у фирмы.
А эта модель подразумевает многоразовую продажу прав на эту собственность. Хоть платежи гораздо меньше, чем за полную покупку, но многоразовость компенсирует потерю.
Происхождение:
В Средние века папа римский выдавал лецензии местным сборщикам налогов, а те выступали официальными представителями церкви.
Практика передачи прав сохранялась и дальше. Две английские знатные дамы в 18 веке согласились поставить свое имя на ряде продуктов одного косметического бренда в обмен на долю в прибыли.
Персонаж Микки-Маус является одним из самых известных примеров "Лицензирования". В 1930 году Дисней продал лицензию компании, которая стала производить школьные ранцы с Микки. За ними пошли фильмы, игры и другая продукция. С помощью этого шаблона Уолт Дисней сформировал мощный бренд и сделал огромное состояние.
Новаторы:
IBM, один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также ИТ-сервисов, одним из первых из своих конкурентов воспользовался "Лицензированием". Сейчас с продажи интел. собственности IBM имеет доход порядка $1,1 млрд.
BASF, крупнейший в мире химический концерн, продает свою уникальную технологию обработки, которая уменьшает вес строительных материалов на 30 процентов, что позволяет экономить на транспортировке.
Вопросы для размышления:
-Что не является ключевым для нашей компании и может быть продано по лицензии другим компаниям?
-Достаточно ли хорошо защищены наши патенты?
-Сможем ли мы повысить уровень узнаваемости нашего продукта?
Больше авторского контента о бизнесе и маркетинге на Market Ninja