Регулярно читаю жалобы друзей-фотографов на то, что, мол, клиент не видит красивых фотографий, пропускает интересные кадры и выбирает самые невыразительные.
В коммерческой фотографии (впрочем, не только в фотографии, и не только в коммерческой) надо изначально принять как данность, что заказчик видит в фото и требует от фото совсем не то, что ты. И цели разные.
Ты ищешь эстетику, ракурс, ритм, композицию. А клиенту надо, "чтоб лицо было видно и всё резко".
Это первая, базовая сторона проблемы. Она во всей коммерческой фотографии есть, от свадеб и до эксклюзивной предметки. И бывает даже так, что заказчик сам говорит: "Ты офигенно снял, я понимаю, что этот ракурс красивее, лучше по композиции и вообще очень классный, но товар нужно показать так, чтоб было понятно покупателю и всё видно, сорри чувак, но надо переделать".
К этому надо относиться с пониманием. Вы же не пьете на работе чай из сервиза династии Тань, но и за праздничным столом не наливаете в эмалированные кружки. Свои фото для своих нужд, это нормально и удобно.
Вторая сторона проблемы — это уже ты сам. Если тебе невмоготу сказать своё эстетствующее слово — ну так не показывай вообще одинаковых невыразительных кадров, воспитывай вкус заказчика. Это тоже метод, и в целом работает он неплохо, но здесь нужно вести дипломатическую игру из сказки про голого короля. Т.е. неподготовленный заказчик, видя что-то эстетское, воздерживается от комментариев, боясь выставить себя неграмотным. Ну а через раз-другой — глядишь, уже и начнет во вкус входить.
Бывают конечно и совсем упертые случаи, но они обычно фильтруются уже на входе — к моменту творческой зрелости фотограф просто обязан уметь отличить человека, с которым будет не только выгодно, но и интересно работать.
Ну и еще — заказ есть заказ, а бонусы в портфолио это уже совершенно отдельная вещь. Сначала выполни задачу, за которую платят.
И если при этом что-то набежит в "Избранное", то хорошо, а нет — значит ты просто качественно выполнил работу. И это уже достижение, даже если ты просто набиваешь руку. Ведь мастерство – это в первую очередь владение ремеслом, творческим инструментом.
В общем, я бы сформулировал три главных принципа:
1. Видеть, понимать и реализовывать конкретные задачи клиента, не пытаясь непременно совместить заказ и личностный рост
2. Постоянно и непреклонно воспитывать вкус заказчика, выполняя заказ максимально творчески, не отступаясь от собственного достигнутого уровня, но при этом в рамках поставленных задач
3. Воспринимать клиента как друга, а не как врага. Разнообразный опыт – самое ценное, а без реальных заказов его получить невозможно.
Эти принципы хорошо работают во всех сферах визуальной коммуникации.