Найти тему

Беречь ли эмоции для ребенка?

Мать не всегда любит своего ребенка. Она может быть рядом с ним физически, но отсутствовать психологически, не быть включенной в него. Мать не виновата, причины ее плохого состояния могут быть разными: послеродовая депрессия, смерть близкого человека, проблемы со здоровьем, экстремальные ситуации. Она старается держаться внешне, механически заботится о младенце, выполняет какой-то минимум действий. Но внутренне настолько погружена в свои переживания, что может не слышать его плач, не замечает реальных потребностей, не может ответить ему лаской. Она не смотрит на ребенка, не поддерживает зрительный контакт, не обнимает, не утешает его.

Исследователями описано, что материнская депрессия почти всегда отражается на развитии и эмоциональном состоянии младенца. Ребенок не может полноценно развиваться, если его не обнимают, не тискают каждый день, не улыбаются, не повторяют вслед за ним лепет, не играют в ладушки, не целуют в пузо и пяточки. Ребенок не понимает, почему близкий человек не дает того важного, что ему так необходимо, не может выразить это словами и чувствует только эмоциональную боль. И конечно, не понимает, что причина этого не в нем.

В психике ребенка происходят изменения: он внутренне как будто замораживает свои чувства. Как мать.

Холодная мать не может выдержать сильных детских эмоций, поэтому жестко пресекает и запрещает их. Младенец, стараясь получить хоть какой-то доступ к ней, учится меньше проявлять свои чувства и потребности, становится “удобным”: тихим и послушным. Воспитанным.

Ребенку приходится отращивать психологическую броню, толстый панцирь -- к пяти годам он уже научится ничего не чувствовать.

Когда становится взрослым, он не может позволить себе близкие отношения -- это опасно, привычней оставаться “в домике”. Отстраненная мать не защищает ребенка -- у нее сломана эта программа. Она не реагирует на его плач в кроватке, не встает на его сторону ни в песочнице, ни в садике, ни перед глупым замечанием случайного прохожего, ни в школе. Она солидаризируется с кем угодно, только не со своим ребенком. Так он усваивает, что помощи ждать неоткуда. Со стороны это выглядит как приучение к самостоятельности.

Холодная мать ставит перед ребенком нереальные требования, а когда он их не выполняет, мать “на законном основании” отказывает ребенку в любви. Например, она ругает и бьет двухлетку за то, что он намочил штаны. Ребенок понимает, что он плохой, никчемный, никому не нужный неудачник. При любом поражении он впадает в отчаяние, испытывает сильнейший стыд и чувство вины. Эту установку он несет во взрослую жизнь.

Выросшие дети холодных матерей страдают проблемами в отношениях, разными видами зависимостей, клинической депрессией. Они не могут установить длительные дружеские и сексуальные связи, постоянно готовы к отвержению партнером -- не верят, что кто-то по-настоящему может их полюбить, они боятся близости. Они не привыкли заботиться о себе, потому что не получили модели заботы в детстве.

В подобных случаях требуется длительная терапия, во время которой у клиента бывают неприятности в отношениях с психотерапевтом -- так как почти всегда есть проблемы с доверием.

Хорошая новость в том, что если человек осознал свое состояние, готов учиться новым стратегиям, проживать самые разные чувства и с помощью психолога или книг работать со своим состоянием -- у него обязательно получиться добиться положительных изменений.

Можно научиться жить без постоянной душевной боли -- это вопрос грамотной помощи и заботы о себе.