Я не хочу переоценивать значение первых строк, но они действительно могут дать Вам большое преимущество. Вы либо сразу затяните читателей, и не дадите ему оторваться от вашей книги, либо нет.
Вы непременно должны заинтересовать читателя. Он должен с самого начала с головой уйти в ваш текст, иначе вы его потеряете. Если он заинтересуется - он ваш. Впрочем, если вы достаточно завладеете его вниманием, и он начнет думать: «Что ж неплохое начало», этого уже может быть достаточно. Если читатель скажет: «Так! И что дальше?» - это тоже хорошо. А лучше всего, это когда, только открыв книгу, он решает «Я прочту ее до конца!», особенно когда Вы пытаетесь продать свой первый роман.
Любимые первые строки
Вот она - ужасная первая страница, что с ней делать?
Один потрясающий спортивный журналист из «Reed Smith», однажды сказал: «Писать легко, для этого нужно только смотреть на чистый лист бумаги, пока у Вас на висках не выступят капли крови». Действительно, про первую страницу ничего точнее не придумаешь. Очевидно самое главное, написать первую строку.
Первая книга про Алекса Кросса начинается так:
«Ранним утром 21 декабря 1992 года я в полном удовольствии расположился на солнечной веранде своего дома в Вашингтоне, 5 улица, федеральный округ Колумбия». Это была моя первая строка. В ней довольно много информации, не самая лучшая первая строка, но и также не плохая, можно продолжать читать.
Пролог романа «Вас предупреждали» (прим. – произведение Джеймс Паттерсона) начинается со слов: «Для мертвых утро было еще слишком ранним». Опять же вы сразу понимаете, что это за книга.
В серии о Джеке Моргане рассказывается, о частном агенте расследований, которым руководит относительно молодой парень.
Книга начинается так: «Насколько позволяют мои, по объективным причинам, не твердые воспоминания, позвольте рассказать вам о том, как я умер в первый раз». И чтобы отдать должное, должен сказать, что это сильная первая строка.
Книга «Целую девушек» начинается так: «Три недели юный убийца прожил буквально внутри стен роскошного пляжного коттеджа из 15 комнат». Эта строка сразу переносит читателя в гущу событий. От того, что убийца живет в доме между стен, рядом с обитателями дома, могут сдать нервы, и это действительно страшно. Если бы это произошло в реальной жизни, это перепугало бы вас до потери сознания.
Затягивайте читателя
Я уверен, если в первой главе не происходит чего-то особенного, это очень плохо. Эта глава должна вас слегка зацепить.
Давайте для примера возьмем книгу «Максимум Райд». Роман начинается со сцены с детьми, которым от 7 до 15 лет. Они бегут как сумасшедшие, спасаясь из какого-то здания. Вы не понимаете, что это за здание, но в нем происходит, что-то очень-очень плохое. Наш рассказчик, это девушка по имени Макс. Она характерная, с черным юмором, она переживает за своих друзей, которые бегут вместе с ней, особенно за детей 7-9 лет. И вы начинаете гадать: «Что случилось в этом здании? Почему они убегают? За ними гонятся собаки, какие-то люди». Потом они взбегают на утес, и вы думаете: «Неужели они сейчас прыгнут в воду?» Но воды там нет. Это просто катастрофа.
Таким образом, вы создали дилемму для читателей и для этих детей. Что будет дальше? Они не сбегут, они загнаны этими собаками и взрослыми. И вдруг они спрыгивают с обрыва, расправляют свои крылья и улетают. Посмотрите, что произошло в этой сцене. Во-первых, она просто вибрирует от напряжения, погоня производит глубочайший эффект.
Кроме того, вы начинаете слышать голос рассказчика и этот голос вам явно нравится. Вам нравится как она рассказывает свою историю. Она не паникует, вы чувствуете что она сохраняет определенный контроль и уверенность в себе. И вам интересно, почему она чувствует себя так уверенно. Почему она так уверена, что дети сбегут от собак и охранников, даже когда они попадают на скалу?
И потом, неожиданно, у них раскрываются крылья. И вы всё понимаете. На самом деле, сначала они просто бросаются вниз, что выглядит почти как массовое самоубийство, а потом у них появляются крылья и сцена получается еще эффектнее.
Информация подготовлена по материалам основанных на мастер-классе писательского мастерства от Джеймса Паттерсона.