Вопрос правильного подбора снастей время от времени возникает перед каждым любителем рыбалки. Что важно? Что важно, но что ещё важнее? Как расставить приоритеты, где можно сэкономить, а в какой части этого делать не стоит? Вопросов много, но где найти верный ответ? Насколько авторитетно мнение продавца в магазине, если в большинстве случаев, по совершенно объективным причинам, у большинства продавцов нет достаточной практики. Можно ли доверять «рыболовам-экспертам», рассказывающим «о правильном выборе» - сидя в цветной кофте со множеством логотипов на ней…
Не так давно в одной из соцсетей я натолкнулся на бурную дискуссию вокруг поднятой автором поста темы. В ней он выразил своё убеждение в том, что единственно верный путь выбора снасти – покупка максимально дорогих, из доступных конкретному человеку. Если выразить мысль в цифрах: если ваш бюджет на спиннинг составляет 5000 рублей, постарайтесь приложить усилия, может быть отказать себе в чем-то другом – но купите снасть классом выше. Т.е. условно за 7-8-10. Вероятно, я бы и не обратил внимания на это сообщение. Мало ли кто высказывает своё личное мнение, тем более в сети. И тем более, совершенно не факт, что автор сам следует своим утверждениям. Куда интереснее для меня стала достаточно большая поддержка этой мысли. И если она звучала из уст представителей рыболовного бизнеса – мне это совершенно понятно. Но и обычные рыболовы, словно мантру повторяли данную формулу. Откуда это, такая убежденность? Давайте разбираться последовательно.
Какая снасть самая важная?
Тут можно прибегнуть к привычным приёмам. Снасть должна быть сбалансированной, важно всё. Разумеется, но ведь что-то всё же важнее? Если бы всё было так просто. В моём арсенале нашлось место совершенно разным снастям, спиннингам и катушкам из разных эпох и разной ценовой категории. Есть несколько представителей топовых версий своих брендов, а есть и совершенно бюджетные модели. Любые сравнение необходимо делать предельно аккуратно. Но я постараюсь сделать это. Поскольку понимаю важность озвученного в названии вопроса.
Итак. Что важно для достижения цели? Цель – разумеется, поимка рыбы. Спиннинг, катушка, леска или приманка? Приманки предлагаю на время оставить. Эта тема очень объемная и немного отличная от других составляющих «правильной снасти».
Спиннинг? Разумеется. Особенно там, где важна точность заброса или дальность заброса. Или чувствительность при проводке. Во всех этих случаях спиннинг будет иметь очень важное значение. И если по каким-то причинам не сможет выполнять свою функцию – это сведёт на нет все усилия рыболова.
С другой стороны, немало ситуаций, когда всё это не столь важно. Например, ловля хищника (окуня, щуки и даже судака) на открытой воде, используя воблеры, вертушки или блесны. Особо дальний заброс не нужен, точность в общем тоже. Чувствительность на уровне – «работает ли приманка». Уж поклевку то ощутишь.
Может быть катушка важнее? В общем, да. Ведь от качества намотки лески зависит и дальность, и точность заброса. Чёткая работа обеспечивает правильную и чуткую проводку. Да и в принципе с хорошей катушкой дело иметь приятнее. Она не подведёт в неожиданный момент. Или всё же это не так?
Здесь тоже всё относительно. Разумеется, если рассматривать модельный ряд одного производителя (а именно так и следует оценивать класс и качество), более дорогая технологически будет лучше. Легче, комфортнее, надежнее. Другое дело, насколько это важно? По силам ли озвученные выше задачи какой-нибудь совершенно бюджетной Shimano Siena и какие задачи уже будут недоступны для неё? Зато окажутся по силам топовой Shimano Twin Power или новинке сезона Vaquish?
Хорошая, надежная и сбалансированная снасть – очень важная деталь. Но в моей практике было множество случаев, когда диаметр лески сводил на нет все усилия в ловле рыбы. Присутствие поводка, использование плетенки, вместо монолески. Или наоборот, потому что монолеска не позволяла осуществить должный контроль проводки. Так может леска более важная деталь снасти? Ведь в большей степени от её качества, а не от того какой сплав используется в производстве катушки или волокна для спиннинга, зависит вероятность возникновения «бороды» при забросе.
Как видно, важно всё, но всем можно и пренебречь при определенных обстоятельствах. Любые попытки применять в описании характеристики «хорошее» и «плохое» - обречены на провал. Потому, что ни кто вам не скажет, где эта граница между: хорошим и плохим. Для каждого человека по ряду причин эти критерии свои. И конечно, цена является главным мерилом привлекательности снасти. Привлекательности, но отнюдь не качества.
Технологии одурачивания.
Идея, которая была предложена на обсуждение – покупка более дорогой снасти, ошибочна в своей основе. Цена снасти совершенно не обязательно характеризирует её истинное качество. И это легко объяснить. Ни для кого не секрет, что на рынке существуют, как давно устоявшиеся, именитые бренды. Так и новые. С первыми всё более менее понятно. Они имеют свою аудиторию, давно заработали авторитет. Держат марку, но за марку же и берут плату. Эти бренды хорошо известны. Два лидера Shimano и Daiwa. Словно Canon и Nikon, Mercedes и BMW. Во всех этих парах у меня есть свой любимый бренд. Моё отношение сформировалось давно и не меняется больше 20 лет. Но это вовсе не значит, что я отрицаю качество другого бренда. Есть менее именитые, но так же давно существующие на рынке производители. Okuma, Abu Garcia, St.Croix, Talon, Ryobi и тд. Каждый из этих производителей занимает свою нишу. Где-то пересекаясь с другими брендами, ведя борьбу за сердца покупателей-рыболовов. Чем меньший авторитет марки, тем сложнее ей донести свою мысль до потребителя. Привлечь внимание можно несколькими способами, но те производители, которые дорожат именем, используют комплексный подход. Снижение цены и повышение качества с одной стороны, технологичные новинки, меняющие привычные устои, с другой. Именитый производитель с одной стороны, задрав планку качества, вынужден держать его на должном уровне. С другой, может позволить себе закладывать в стоимость «плату за имя». Потребитель покупает не только и даже не столько безупречное качество, сколько имидживую составляющую. Стоит отметить, что особо трепетное отношение у таких производителей в большей степени к флагманским моделям. Тем, которые и создают образ бренда. Для Shimano это в первую очередь катушка Stella, которая на протяжении последних 17 лет является эталоном для многих рыболовов. Хотя это вовсе не значит, что она действительно является лучшей в своем классе. Тут нужно разбираться конкретно и многое будет зависеть от ощущений.
К бюджетным моделям отношение несколько иное. И соотношение заложенного качества и «платы за бренд» уже не в пользу первого. Это вовсе не значит, что снасть плохая. Это значит, что реальная стоимость её ниже.
А вот у тех, кто лишь начал покорять рынок ситуация несколько иная. На российском рынке наблюдается две отличных друг от друга модели поведения. Одни делают ставку на качество снасти. Очень трепетно относятся к испытаниям и используемым в производстве материалам. Чутко прислушиваются к пожеланиям рыболовов, стараясь воплотить их пожелания в жизнь. Но, не имея реального веса бренда, вынуждены занижать стоимость. Ведь очевидно, что при равной стоимости и качестве снасти – любой человек сделает выбор в пользу более известной марки. Исключения есть, их мало и природа их своеобразна.
Другая модель имеет более массовый характер. Заказчики (а именно так стоит называть такие компании в нашей стране) максимально оптимизируют производство. Находятся в постоянном поиске новых площадок для производства своего товара на азиатском рынке. Некоторые в Южной Кореи, чаще, конечно в Китае. Формула проста. Максимальная имитация качества со ставкой на привлекательную цену. Внешне и тактильно снасть может быть современной, а цена максимально привлекательной. Можно ли сказать, что и в этом случае реальная цена занижена? Не совсем так. Впрочем, нужно разбирать каждый конкретный случай.
Некоторое время я использовал снасти одного из таких производителей. У меня было несколько комплектов спиннингов и катушек разной ценовой категории в целом бюджетного производителя. У которого самая дорогая катушка стоит около 6000 рублей. Что характерно, именно эта «топовая» модель «накрылась» уже на второй рыбалке. Тогда как более дешевые модели с горем пополам отпахали пару сезонов. У меня сложилось впечатление, что уровень снастей примерно одинаков. А распределение по цене обусловлено не лучшим качеством или более дорогими материалами, а чистым маркетингом. И конечно в такой схеме, вы участвуете в эдакой лотерее.
Как видно, ни в одном из случаев нет объективно честного подхода к ценообразованию. Но не стоит возмущаться и обрушивать гнев на рыболовный рынок. Если посмотреть на любую другую сферу – всё ровно так же. Автомобили, техника и тд. Более именитый производитель имеет технические возможности развивать производство, внедряя новые технологии. Инвестируя в разработки. Другие находятся в роли догоняющих, постоянно оптимизируя издержки в погоне за потребителем.
В разговоре с одним из авторитетных для некоторых рыболовом России я услышал фразу, которая расставила для меня всё по своим местам. Человек, который занимается созданием снастей и их непосредственным продвижением утверждает, что более дорогая снасть будет априори лучше. И тут же приводит пример производителя с заниженной, по его мнению, стоимостью (тот пример, о котором я говорил ранее). Где аналоги, по его мнению, стоят на 5000 дороже. А теперь вернёмся к изначальной схеме: выбирая спиннинг отвечающий требованиям, я останавливаюсь на модели стоимостью 12000 рублей. Но решаю последовать совету и выбираю модель дороже, за условных 16500 рублей. А в результате получаю тоже самое. К сожалению, на нашем рынке практически отсутствует профессиональный маркетинг. Такой, который есть в автомобильном бизнесе или сфере гаджетов. Хотя и там люди ошибаются, но это не носит системный характер. Так как же быть?
Слушать сердцем или слушать экспертов?
Самое главное усвоить две вещи. Понимать задачу. Что вы хотите, в каких условиях будите ловить и ни в коем случае не пытаться убедить себя, что под каждую микро задачу вам нужна отдельная снасть. Возможно, со временем вы придёте к этому. Но тогда вам уже не нужны будут советчики в лице продавцов, «простафферов» или авторов статьей, вроде меня. Определив основной круг задач легко понять общие характеристики, которым должна отвечать снасть. Тест и длину спиннинга, примерный строй. Размер катушки и тд. Но это лишь пол дела. Очень важно, чтобы снасть нравилась, была комфортна. Представьте, что вы выбираете автомобиль. Все его ттх это первая часть, но какое это имеет значение, если машина вам не нравится внешне, в ней неуютно и некомфортно? Это гораздо важнее, поскольку удобство и комфорт зачастую компенсируют какие-то технические огрехи.
Я выскажу своё мнение, а каждому из вас желаю принимать решения самостоятельно. Уметь слушать, но ни в коем случае не следовать советам слепо. Любую составляющую снасти будь то спиннинг. Катушка или леска, нужно покупать посредствам. Выбирать то, что доступно вам. Важно ставить цели, стремиться к ним. Даже самая дорогая снасть сама не поймает вам рыбу. Да, есть ситуации, когда от качества снасти зависит улов. Например, если нужен сверхдальний заброс. Или очень точный заброс. Это частные ситуации. Даже в этом случае снасть лишь инструмент. Как он будет работать – зависит от вас. Из точки А в точку Б можно доехать на Ладе Калина, а можно на Mercedes AMG. Во втором случае будет и быстрее и комфортнее, но какое это имеет значение, если сейчас доступна только Лада Калина? Лично я начинал с самых простых снастей, тех, что были доступны в 90е годы и значительно проще смотрю на эти вещи
Выбирая снасть, оперируйте в первую очередь чувствами. Ни один так называемый «простаффер» не даст вам объективной оценки рынка, т.к. ориентирован лишь в «свои» бренды. Ни один эксперт компании не стоит перед выбором вложения заработанных денег в покупку снастей. Вы можете получить хорошую техническую информацию по конкретной модели, но конечное решение всегда нужно принимать самому. И если отказ от покупки более дорогой снасти повлечет за собой тоску, грусть и уныние от нереализованной мечты – сомневаться не стоит. Но и ждать, что даже самая дорогая снасть поймает рыбу не стоит. Это лишь вопрос комфорта, надёжности и удобства.
Dmitry Matveev // ItodorTV (c) (журнал "Рыбалка и Футбол") 2017 г.