Я был в красивых местах. В удивительных местах. Это были закрытые заповедные территории, куда ступает нога студента биолога и заблудшего туриста путешественника. Это были чудесные города с причудливой архитектурой, с воодушевляющими монументами, с великолепными панорамами. Но не одно из самых живописных мест не доставляло мне большего удовольствия, чем мой дом. Не могу сказать, что в жизни моей так складывалось, что у меня был «дом», скорее было постоянное ощущение «возвращения домой», что где-то есть «мой дом» в котором есть всё, что мне нужно. Казалось, что где-то есть «хорошо», а здесь «я». И, надо «я» с «хорошо» соединить, посредством движения, поиска, бега, какого-либо действия. Но стоило оказаться там, где, казалось бы, волны воодушевления должны были накрыть меня с головой, как этого не происходило. И так было долгое время. Единственное место, которое могло стать для меня эпицентром притяжения моих мыслей, была уютная комната и хорошая книга.
Когда мысль скользила по страницам и в сознании рождались новые миры, происходили невероятные события и часы пролетали за один миг, тогда создавалось ощущение «своего места». И всякий раз, если мне удавалось воспроизвести это состояние, где бы то ни было, я ощущал, что именно в этом месте и именно сейчас мне хорошо. Не место действовало на меня, а я действовал на место, в котором находился.
В произведении Мориса Метерлинка «Синяя птица» дети уходят из дома, чтобы найти счастье. Они уходят, чтобы вернуться и обнаружить, что счастье всегда было при них. Человек ищет нового места и бежит вперед, не представляя, что он бежит за тем состоянием, что может получить прямо сейчас, но не способен себе его дать без посредника (без яркой картинки, смены пейзажа, новых людей). Прямо в этот момент можно ощутить морской ветер и вереницу вспененных ласковых волн, бьющих о берег, теплое, искрящееся солнце. Можно почувствовать всю полноту этого «сейчас». И для этого не нужно никуда лететь, ехать, идти, плестись, ползти. Без готовности человека вобрать в себя жизнь, не может быть ощущения счастья, куда бы он ни поехал.
В йоге тоже проговариваются все эти моменты. Дело не в том, чтобы силиться освоить всю полноту жизни, а в том, чтобы суметь эту полноту раскрыть в себе. У театрального деятеля К.С. Станиславского есть отличное упражнение «Круги внимания». Вот люстра освещает весь зал, и мы видим всё, что происходит на сцене и в зале. Люстра погасла, и зажегся свет на сцене, зал погрузился во тьму и мы видим только ярко освещенную сцену. Но вот погас свет на сцене, и загорелась маленькая лампа на столе. Мы знаем, что вокруг нас огромное пространство, но всё внимание приковано к этому огоньку. Всё остальное исчезает. Уметь сузить свое внимание до маленького огонька или до собственного «я» и есть одна из первых ступеней по нахождению своего места.
Чаще человек стремится не найти себя, он стремится не к маленькому свету, а к ярко освещенному залу, он хочет потеряться в толпе, слиться с общим шумом, не чувствовать себя одиноким, ощущать жизнь, как движение, выскакивать на сцену в свете софитов, заявлять о себе, требовать аплодисментов, кружиться и только так, кажется, можно быть счастливым. Но если погаснут все яркие лампы и ты останешься один на один с собой, при свете маленького фонаря твоих мыслей, что ты сможешь сказать себе? Будет ли тебе интересно и хорошо с собой? Если да, то тогда нет разницы, куда занесет тебя жизнь. Потому что в любом месте, куда бы ты ни пришел, тебе будет хорошо. А если нет? То тогда, любое место будет не то.