Каждая глава включает в голове читателя кинопроектор. Это именно тот эффект, которого нужно достичь, но чтобы кинопроектор заработал, читатель должен увидеть сцену. Он должен услышать и почувствовать запах, попробовать на вкус, получить достаточно информации, которая перенесла бы его в эту сцену, поставила бы рядом с героями, поэтому этому нужно учиться. Некоторые авторы так не пишут, но если вы хотите писать коммерчески успешную беллетристику, то это важно.
Правильно выбирайте точку обзора
Я чаще всего пишу книгу и от первого лица и от третьего ограниченного. Кто-то скажет, что так нельзя. Знаете, мне всё равно, это моё творение. Я могу делать всё что хочу. Для меня правила не писаны. Нет одиннадцатой заповеди, в которой было бы сказано, что вы не можете писать одну историю и от первого лица и от третьего. Вы можете делать всё, что возымеет эффект.
Я люблю писать от первого лица, потому что это помогает мне прочувствовать сцену и понять о чём думают герои. Мне просто легче войти в контакт и стать ближе к Алексу Кроссу, Майклу Беннету, Линдси Боксер, Максимум Райду или любому другому герою из моих романов. Ограничение первого лица очевидно, потому что если вся книга написана от первого лица, то вы привязаны только к одному персонажу, но мне нравится понаблюдать и за злодеями, мне нравится развивать второстепенных персонажей. Поэтому я часто напишу одну и ту же книгу и от первого лица и от ограниченного третьего, чтобы получить лучшее от обоих подходов.
Вы можете начать повествование от лица одного человека, а потом переключиться и продолжить рассказывать от лица другого героя. В каждой главе вам придется решать, чья точка зрения на события будет самый интересной. Если происходит преступление, чья точка зрения на него будет самой интересной: жертвы, убийцы или детектива, который придет на место преступления и будет его расследовать. Чья точка зрения даст Вам тот эффект, которого вы хотите достичь? Здесь вы должны подумать, что оживит эту сцену.
У меня часто бывает так, что план главы я пишу от лица одного героя, но когда начинаю писать саму главу, понимаю, что будет лучше написать ее от лица другого персонажа, потому что его точка зрения даст мне больше возможностей, сделает главу более загадочной, или страшной, или какой мне захочется ее сделать. То есть вы всегда должны иметь в виду, какими эмоциями вы хотите наполнить эту главу. Какие чувства должен списать читатель, страх жалость, грусть, что сделает ее грустной, или глава должна быть романтичной или сексуальной.
Пример хорошо построенной главы
Чтобы показать, как построить сцену и как сделать ее действительно содержательной, я думаю, подойдет первая глава из романа «Умереть первым», который открыл серию «Женский клуб смерти».
В этой главе на место преступления приезжает Линдси Боксер, наш детектив. Молодая супружеская пара было убита во время медового месяца, и никто не понимает, как это могло случиться в отеле. Мы знакомимся с Линдси Боксер, и мы понимаем, что она очень уверенна в себе, нам нравится как она смотрит на вещи, она не только самоуверенна, но еще и вспыльчива и с чувством юмора. Затем мы встречаемся у медэксперта, и это еще одна женщина из клуба смерти. Она тоже приезжает на место преступления, и мы видим, что они с Линдси тесно общаются. Потом появляются Джилберт, помощник окружного прокурора, ее тоже туда вызвали, и это всё логично, потому что помощник окружного прокурора часто выезжает на место преступления. Итак, мы уже встретились с тремя нашими главными героинями и отношения между ними вполне правдоподобны. Мы уже поняли, что они дружат и с симпатией относятся друг к другу.
Дальше мы видим четвертого члена женского клуба смерти - Синди Томас. Это молодая журналистка. Она не должна быть на месте преступления, но обходными путями она туда попадает. Так что весь «Женский клуб» собрался вместе, в самой первой сцене, и мы знаем, что трое из них друзья, а четвёртая никаким образом не вписывается в компанию. Но к концу книги они станут одной командой. Как видите, мы сжали это всё в одну сцену.
Информация подготовлена по материалам основанных на мастер-классе писательского мастерства от Джеймса Паттерсона.