По материалам сайта АНЕКДОТИКА.РУ.
Цусимское морское сражение — последнее решающее сражение Русско-японской войны 1904-1905 гг., состоявшееся 14-15 (27-28) мая 1905 года в Цусимском проливе, в ходе которого российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того.
1905 г.
Морские успехи России начались Цусимским боем. Здесь адмиралы Рожественский и Небогатов нанесли грозный удар японскому флоту: хитро задуманным манёвром они сбыли японскому правительству как негодные русские судна, так и совершенно ненужных адмиралов.
По итогам Цусимского сражения в плен к японцам попало 7282 человека, в том числе 2 адмирала (Рожественский и Небогатов). Японцами было захвачено 7 российских кораблей (4 броненосца, 1 миноносец и 2 госпитальных судна).
Из этого списка судов действительно устаревшими были эскадренный броненосец «Император Николай I» (проект 1885 г., построен в 1889 г.), броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» (проект 1891 г., построены в 1897 и 1899 г.).
Эскадренный броненосец «Орёл» (проект 1899 г., построен в 1904 г.) и эскадренный миноносец «Бедовый» (проект 1898 г., построен в 1902 г.) являлись на тот момент вполне современными кораблями.
Оценки компетентности и действий адмиралов Рожественского и Небогатова во время похода и боя сильно разнятся в работах разных исследователей.
Некто, узнав о Цусимском поражении, воскликнул:
— У России более нет флота! Россия потеряла все свои броненосцы!
— Неправда, у России ещё осталось 15 броненосцев: «Двенадцать апостолов» и «Три святителя».
В результате Цусимского сражения потери российской эскадры составили:
● уничтожено в ходе боя, затоплено или взорвано своими экипажами — 21 корабль (7 броненосцев, 6 крейсеров, 5 миноносцев и 3 транспорта),
● захвачено японцами — 7 кораблей (4 броненосца, 1 миноносец и 2 госпитальных судна),
● интернировано в нейтральных портах до конца войны — 6 кораблей (3 крейсера, 1 миноносец и 2 транспортных судна).
Броненосцы «Двенадцать апостолов» (построен в 1892 г.) и «Три святителя» (построен в 1895 г.) входили тогда в состав Черноморского флота.
Задача. Одну часть нашего флота Рожественский потопил, а другую — Небогатов сдал японцам. Спрашивается, кто из них будет строить новую эскадру?
***
В клубе.
— Адмирал! Вам сдавать.
— Милостивый государь! Попрошу без намёков.
После неудачного боя 14 мая 1905 г. (разгрома первого броненосного отряда, потопления флагманского броненосца «Князь Суворов» и эвакуации с него раненого вице-адмирала Рожественского) последний передал командование эскадрой младшему флагману — командующему 3-м броненосным отрядом контр-адмиралу Небогатову.
15 мая при встрече с японским флотом Небогатов принял решение о сдаче оставшихся кораблей (эскадренных броненосцев «Император Николай I» и «Орёл», броненосцев береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин») противнику.
— Ходят слухи, что снаряжается четвёртая эскадра…
— Ну, батенька, четвёртая эскадра — это утопия!
1-я эскадра флота Тихого океана — соединение кораблей (более 100) Российского Императорского флота с главной базой в Порт-Артуре. После начала русско-японской войны с целью её усиления на Балтике была сформирована и 29 августа 1904 г. вышла в поход 2-я эскадра флота Тихого океана (34 корабля).
После гибели 1-й эскадры и сдачи Порт-Артура вслед 2-й эскадре был отправлен Отдельный «догоняющий» отряд (7 кораблей) под командованием контр-адмирала Небогатова (так называемая 3-я Тихоокеанская эскадра), который присоединился к главным силам незадолго до Цусимского сражения.
Чем больше будет Мукденов и Цусим, тем больше появится на Руси графов.
После подписания 23 августа (5 сентября) 1905 года Портсмутского мирного договора с Японией Председателю Совета министров С.Ю. Витте, возглавлявшему на переговорах российскую делегацию, рескриптом императора Николая II от 25 сентября 1905 г. был пожалован титул графа.
Мукденское сражение — одно из наиболее масштабных, продолжительных и кровопролитных сражений русско-японской войны, завершившееся отступлением русской армии.
Ноябрь 1905 г.
Рожественский отправился с «галошами», а теперь возвращается без «галош».
После заключения Портсмутского мирного договора находящийся в плену в Японии адмирал З.П. Рожественский получил возможность вернуться в Россию. 13 ноября 1905 г. на военном транспорте «Якут» он прибыл во Владивосток, откуда по железной дороге отправился в столицу (Санкт-Петербург), куда и прибыл вечером 6 декабря.
В деле о потоплении русского флота около Цусимы в качестве свидетелей вызываются все рыбы из сказки Ершова «Конёк-Горбунок», а именно: кит, карась и ёрш. Дело обещает быть поэтому сказочным.
С 22 ноября (4 декабря) по 11 (24) декабря 1906 года в С.-Петербурге состоялся судебный процесс над бывшим контр-адмиралом Н.И. Небогатовым и несколькими десятками офицеров, которые обвинялись в сдаче 15 (28) мая 1905 г. четырёх боевых кораблей (эскадренных броненосцев «Император Николай I» и «Орёл», броненосцев береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин») японцам.
Телеграмма. ЛОНДОН, 7-го декабря. Британское Общество спасения на водах присудило почётный диплом г. Небогатову за сохранение 2000 жизней и, — главное, — своей собственной.
Впоследствии на суде контр-адмирал Небогатов объяснял своё решение так: «Перед моими глазами стояли 2000 семейств крестьян-матросов… решил пожертвовать собственным именем, собою, но спасти 2000 человеческих жизней… Было очевидно, что мы погибли, что флот разгромлен и дальнейшие жертвы бесцельны».
— Почему подорожали калоши?
— В Цусимских водах много их погибло.
Как уже отмечалось ранее, далеко не все корабли 2-й Тихоокеанской эскадры были устаревшими. В составе эскадры было много новых, отвечавших самым современным требованиям боевых кораблей, в том числе:
● все корабли первого броненосного отряда (эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл» (проект 1899 г., построены в 1903-1904 гг.)) и флагман второго броненосного отряда — эскадренный броненосец «Ослабя» (проект 1895 г., построен в 1902 г.);
● бронепалубные крейсера 1-го ранга «Аврора» (проект 1896 г., построен в 1903 г.), «Олег» (проект 1898 г., построен в 1904 г.) и «Светлана» (проект 1895 г., построен в 1898 г.);
● бронепалубные крейсера 2-го ранга «Жемчуг» и «Изумруд» (проект 1898 г., , построены в 1904 г.);
● все 9 эскадренных миноносцев постройки 1901-1902 гг. («Буйный», «Бедовый», «Быстрый», «Бравый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый») и 1904 г. («Грозный» и «Громкий»).
— Какие воды самые горькие?
— Цусимские.
Несмотря на доблесть и мужество русских моряков итоги Цусимского боя были неутешительны: 21 корабль потоплен, 7 — захвачено японцами, 6 — интернировано. Потеряно убитыми и утонувшими 5 045 человек, в плен попало 7 282 человека.
Из всей эскадры в 38 боевых кораблей и транспортов выполнить приказ — прорваться во Владивосток — удалось лишь 3: крейсеру 2-го ранга «Алмаз» и миноносцам «Грозный» и «Бравый».
При перепечатке или использовании материалов статьи ссылка на данную страницу либо сайт ANECDOTICA.RU обязательна.