- Шервудский лес – легендарное пристанище народных героев, из легенды о Робин Гуде, и как вы наверное догадались, на сей раз, мы в рамках «охоты за легендами», аккуратно препарируем ту часть легенды, которая касается лесной колыбели, первых Британских партизан…
- Немного о Робине
- Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх и делитесь статьей. Ну а мы, уже готовим для вас следующий материал...
Шервудский лес – легендарное пристанище народных героев, из легенды о Робин Гуде, и как вы наверное догадались, на сей раз, мы в рамках «охоты за легендами», аккуратно препарируем ту часть легенды, которая касается лесной колыбели, первых Британских партизан…
Сегодня, знаменитый Шервудский лес – это национальный заповедник, в окрестностях Нью Алертона (Клипстона). Огромный природный парк, открытый в 1963 году, общей площадью 423 гектара с современной инфраструктурой, обслуживает ежегодно до полумиллиона туристов, желающих прикоснуться легенды о Робин Гуде. Доходы национальной компаний «Централ Парк», обслуживающей заповедник, растут год от года. Однако, по живописному парку можно не только прогуляться...
Состоятельные посетители, могут сделать себе «особенный» подарок, и например, за умеренную плату, приобрести саженец березы из знаменитого леса, или даже, готовый к посадке, желудь знаменитого дуба, (якобы) сидя на котором, легендарный Робин, расчетливо планировал свой дерзкие акции, направленные против жестоких репрессии безжалостного Ноттенгемского шерифа. Дуб этот, кстати, до сих пор растет в парке, огороженный высоким забором, отгораживающим не то посетителей, от поддерживаемых стропами многотонных суков, треснувшего старого дуба, ни то его опавшие желуди, от желающих ими бесплатно разжиться. Все как-бы говорит о том, что это - "то самое место!"…
Однако, как вы понимаете, все в этой истории, было бы слишком хорошо, если бы, не являлось мягко говоря – неправдой…
Для понимания ряда особенностей, о которых пойдет речь далее, позволю себе, в двух словах, набросать историю вопроса, которая, несомненно, будет интересна читателю, хотя бы в общеобразовательных целях.
Итак, практика организации закрытых лесных угодий в Англии, берет свое начало со времен правления страстного до охоты, короля Вильгельма I-го (Завоевателя). Так называемые "королевские леса" существовали примерно с 1068 года, и представляли из себя, обнесенную частоколом и рвом, лесную территорию, где культивировалась всевозможная дичь, представляющая хозяйственный и промысловый интерес.
Отчужденная для королевских нужд земля, имела особый статус, и находилась под охраной окружного шерифа. Браконьерство и посягательство на королевское имущество регламентировалось так называемым "Лесным правом", т.е. сводом законов, введенных Вильгельмом I-ым (Завоевателем) в 1068 году. Законы "лесного права", в современном понимании, были жестокими. Нарушение границ королевских заказников и несанкционированная охота в них, наказывалось различной по степени "утратой" частей тела и личного имущества, вплоть до 1135 года. Однако, введенные позднее, рычаги финансовых взысканий, хоть и прекратили телесные наказания, но никак не отменяли, с энтузиазмом практикуемый «инфангтхефф» (Infangetheof) - Англо-саксонский юридический термин, дающий право, на месте казнить (подозреваемого) вора, пойманного в пределах своего имения. Схваченных, в пределах границ "королевских лесов", как правило, вешали на первом суку, без особых разбирательств. Не правда ли знакомый сюжет, из самого начала, легенды о Робине Гуде, где патруль шерифа перебрасывает через сук веревку?
Немного о Робине
Анализ ряда исторических деталей произведении о Робине Гуде, которых я непременно коснусь в отдельном материале, объективно указывают на то, что прототип знаменитого лесного разбойника и "защитника обездоленных", не мог существовать ранее XIII века, и скорее всего, если описанные в народных сказаниях события, происходили на самом деле, то скорее всего, имели место быть во времена правления Эдуарда II-го (Карнавонского), о трагической судьбе которого, я уже рассказывал, повествуя о знаменитой легенде про "дыру Мортимера" и легендах замка Ноттингем (кому интересно, могут прочесть эту историю вот здесь).
По общему мнению, ряда Британских исследователей, на роль главного противника, деяниям шайки народных мстителей - "Ноттенгемского шерифа", так же претендуют, аж целых четыре персоны, занимавшие должности окружных шерифов в период с 1150 по 1224 года, и организовавшие серии карательных и мародерских операции против местного населения.
Ну а теперь, вкратце ознакомившись с жесткими историческими реалиями раннего средневековья, перейдем непосредственно к истории Шервудского леса, которому собственно и посвящен этот материал.
Итак, в начале XI века и позднее, не в пример дню сегодняшнему, центральная Англия обладала обширными лесными массивами, и практический вся рассматриваемая нами, в свете этой легенды территория в пространстве между Ноттингемом и Мансфелдом, образовала, почти сплошную линию леса Уитби (Whitby), проходящего по границе воеводств Брокстоу (Broxtowe weapontak) на западе и Тургартон (Thurgarton weapontak) на востоке. Вот, где-то в этой лесополосе, согласно народным сказаниям и зародилось первое в Англии, партизанское движение Англо-Саксонского интернационала.
А теперь, давайте сосредоточимся, и внимательно взглянем на карту королевских угодий центральной Англии, датированную примерно 1610 годом. Помимо других королевских заказников, в северных окрестностях Ноттингема, существовали семь парков, где знатные персоны, на протяжении целых столетий, могли придаваться беззаботной охоте на дичь, однако, только два из них, Бэствуд (Bestwood) и Неддингли (Neddingley- ныне больше не существует)территориально претендуют на Шервудский лес, о чем на карте свидетельствует соответствующая подпись (обведено).
Однако, теперь давайте внимательно взглянем на местность, где обосновался современный "Шервудский лес", расположенный на средневековой карте, к северо-востоку от Клипстона (обозначен как - фальшивый). Обратите внимание, что современный "Шервудский лес", никак не совпадает с историческим местоположением его даже самых маленьких и отдаленных частей.
- Ну вот… Вы удивлены, тем, что Робин Гуд сидел не под тем дубом? И вообще не в том лесу?..
Причины такого, мягко говоря, недоразумения, скорее всего, обусловлены тем, что после своего упразднения в 1568 году, система "королевских заказников" была фактический заброшена, и подчинялась естественным законам урбанизации. Последующие 212 лет, часть королевских парков, сгинула в результате расширения границ городов, мелиорации или промышленной вырубки древесины.
Так продолжалось, до тех пор, пока кому то не пришла в голову идея инвентаризировать то, что еще осталось, и в 1780 году, специально организованная при дворе комиссия, сделала попытку ревизии состояния уцелевших королевских лесов. Именно в итоговом отчете, среди прочих топонимов, упоминается неплохо сохранившийся заказник "на севере Шервуда"… прямых указаний, к сожалению, нам найти не удалось, но вероятно это обстоятельство и дало повод в дальнейшем закрепить за Клипстонским лесом, не вполне соответствующее ему название "Шервудского леса". В результате изыскании, мы пришли к выводу, что других "претендентов" на роль Шервудского леса, тот момент уже не существовало, но об этом чуть позднее.
Для того, что бы уточнить реальное местоположение и площадь обозначенных на средневековых картах Шервудских заказников, нам понадобилось серьезно поработать с самыми современными картографическими системами и архивом самых старых, и самых новых карт Англии. Исправив ряд топографических и топонимических ошибок, проекцию и пропорции старых карт, как правило, нарисованных от руки, удалось свести все данные воедино и получить истинные контуры заказников с точностью до 200 метров.
В результате проведенной работы, как нам кажется, мы смогли найти ответ на следующие вопросы:
Почему Бэствуд не попал в ревизию 1780 года? – скорее всего потому, что лес к этому времени уже безвозвратно исчез.. Такая же участь, постигла и второй Шервудский парк – Неддингли, когда то занимавший площадь 9,1 км2. Сам одноименный населенный пункт, так же навсегда исчез с карт как топоним, уже к концу XVI века.
Лес Бэствуд (Bestwood), как самый исторический вероятный, претендент на звание "Шервудского леса", в начале XVI века, имел внушительную для средневекового заказника площадь, составляющую не много не мало - 19,3 км2! До сегодняшнего дня, увы, не сохранилось практический ничего, что бы могло считаться остатками легендарного лесного обиталища Робина Гуда. Однако, есть и хорошая новость, не все так плохо, и всем кому захочется побродить по местам обитания легендарного лесного разбойника, могу посоветовать отправляться прямиком в "Bestwood County Park" или почти целиком сохранившийся в старых границах королевского заказника Балвелский лесопарк (Bulwell Hall Park).
Сохранность части леса объясняется следующим фактом.. в 1863 году, Вильям Амелиус Аубри д`Вере Бьюклерк (William Amelius Aubrey de Vere Beauclerk), десятый герцог Сент-Албанс , желая достойно облагородить свои владения, пригласил именитых архитекторов, для "облагораживания местности". Вот так, под руководством знаменитого Английского архитектора С. Теулона, и на деньги герцога, в захолустном Бествуде, появилась гостиница и церковь восхитительного викторианского стиля, а на историческом месте Бествудского леса, разбит вышеупомянутый парк. Однако, как это обычно бывает, в 1898 году, герцог умер, а его наследники, увы, не уделяли территории никакого внимания. В 1973 году, парк передан городскому совету, который с тех пор, содержит его в надлежащем виде.
Итак, как мы с вами установили, никаких объективных причин, закупать желуди легендарного дуба, совершенно нет. На этом, вероятно мы закончим вскрытие легенды о пристанище Робин Гуда, приступив к изучению его непростого бытия и… как ни странно, обстоятельств загадочной смерти и даже месте погребения. Полагаю не многие смогут вспомнить, как закончил свои дни легендарный разбойник и где похоронен. Разобраться в этом, будет не легко. Продолжение следует…