Наш мозг непрерывно создает истории о нашей жизни, в которых много страха, одиночества и тревоги. Однако с помощью практик осознанности можно отучить его от этого навязчивого «бормотания». Джон Кабат-Зинн, известный медик-исследователь из Массачусетского университета, рассказывает, что он за многие годы узнал о правильном обращении с мозгом.
«Если поместить человека в томограф и попросить спокойно лежать и ничего не делать, у него сразу же активизируется определенный участок в середине коры головного мозга — так называемая сеть пассивного режима работы. То есть человек вроде бы бездействует, а мозг сразу начинает расходовать огромное количество энергии — это видно по тому, как концентрируется аденозинтрифосфат (АТФ) в медиальной части лобных долей.
Сеть пассивного режима работы называется так именно потому, что она активизируется в моменты, когда мы пытаемся ничего не делать. Чем она занимается? В сущности, тревогами и мечтами. Мы невольно размышляем о своем любимом предмете для раздумий — то есть о самих себе. Мы думаем, сколько нам еще лежать в этом томографе, нам немного неприятно от тесноты, нас раздражают звуки работающего аппарата. Мысля в категориях некоего единого «Я» — прошлого, настоящего и будущего, — мы думаем, куда пойдем обедать, когда эксперимент закончится, и так далее. Так возникают нарративы, с помощью которых мы соотносим себя с этим самым «Я». Поэтому сеть пассивного режима работы можно иначе назвать сетью нарратива.
Программа снижения стресса на основе практик осознанности позволяет изменить ситуацию. У тех, кто ее проходит, после 8 недель тренировок становится заметна активность другого участка мозга. Эта область связана с частью коры под названием «островок», которая отвечает не за развернутые во времени нарративы, а за непосредственные телесные ощущения в данный момент. Вдох-выдох, бодрствование, никаких историй и планов. Интересно, что после 8 недель в Программе активность сети нарратива уменьшается, а активность сети непосредственного опыта увеличивается.
Это помогает нам освободиться от постоянных тревог и переживаний, от мыслей о том, что же с нами не так. История «Я» часто связана со страхом и тоской. Мы как будто пытаемся ехать на машине — и одновременно жмем на тормоз. Если мы научимся отпускать этот тормоз, мы сможем в значительной мере избавиться от напряжения и стресса. И тогда можно почувствовать, что мы живем, а не прорываемся сквозь жизнь к некоей награде в конце пути, которой вполне может оказаться могила».