Боязнь переступить порог – это распространенная проблема у детей школьного возраста. Когда ребенок маленький, он ничего не боится и ему позволительно открывать любую дверь. Но стоит немного повзрослеть, как чужой порог может оказаться непреодолимой преградой. Даже взрослые люди робеют перед некоторыми дверьми и боятся в них входить. Страшные неопределенности ждут по ту сторону.
Вот также и дверь моего зала. За несколько лет работы, довелось увидеть, как моя дверь приоткрывалась несмелой рукой, как в замочной скважине появлялся чей-то глаз. Я слышал, как кто-то ухом прижимается с той стороны и перешептывается с кем-то. Были такие, у кого любопытство пересиливало, дверь открывалась и показывалась чья-нибудь голова. А некоторые, стоило застать их за подглядыванием – уносили ноги.
Ученики стали называть тех потусторонних коридорных жителей – «комарики». Иногда мы гоняем этих комариков, а иногда они залетают к нам и остаются. Кто виноват, что у ребенка формируются представления о «страшных порогах»? Сколько детей просто развернулись и убежали от закрытой двери моего зала, потому что боялись войти?
Проблема «дверей и порогов» переходит и во взрослую жизнь. Боятся зайти к начальнику, бюрократу, врачу, администратору. Боятся зайти в государственное учреждение, музей, театр, филармонию. И, до абсурдного, боятся заходить в дорогие магазины, кафе, дома. А всё начинается с малого. Если ребенка не подтолкнуть, не научить пересиливать этот страх, то он так и будет стоять у закрытой двери и упускать возможности.
Много подобных примеров дал мне университет. Часто встречались очереди, которые создавались перед кабинетом только потому, что никто не решался войти первым. Очереди в деканат, отдел аспирантуры, к проректору, преподавателю и везде одна история. А пошло всё из детства, из-за закрытой двери спортивной секции или из страха войти в кабинет учительницы, а уж тем более завуча или директора.
Будет правильным объяснить ребенку, что границы существуют только в пространстве. За дверью сидят такие же люди, и бояться заходить в эти двери – не нужно. Нужна вежливость и настойчивость. Почти во все двери нужно сначала стучать, быть тактичным с обитателем комнаты и уважать чужое пространство. Любая дверь – это вещь, любой человек – это просто человек, даже если он президент или большой начальник.
Жалко, когда из-за такой формальной границы к тебе не попадает в группу ученик. И это касается не только детей. Бывает, кто-нибудь из взрослых спрашивает меня насчёт занятия, а потом не приходит, потому что боится. Но дверь как граница - только в голове. Поэтому не нужно лишать себя общения с людьми, и мнимо отделять себя от них. Перешагнем за порог.