Едины в одном лице или несовместимы?
Долгое время теоретики вели ожесточенные битвы за право дать именно свое определение слову "мАркетинг". (Большая "А" не случайно. Ударение именно на нее. Словарь вам скажет, что и так и так можно, но запомните. маркЕтинг - это плохой мАркетинг.) И вот они более или менее сошлись на едином мнении:
Маркетинг - философия, доктрина, вид деятельности от создания продукта на основе анализа рынка или потребностей до его выпуска и результативных продаж.
То есть маркетинг очень близок к бизнесу. Это большой спектр задач. Почти все, что нужно делать в бизнесе, делает маркетинг. Маркетолог - это босс, самый главный парень. Герой, которого не убьют в фильме даже в самых жарких моментах.
Реклама - это раздел маркетинга, целью которого является распространение информации об объекте. Зачастую именно маркетолог определяет вектор работы рекламщиков, которые уже дальше придумывают, как креативить, придерживаясь этого вектора.
Пиар
Дальше у нас PR (Public Relations - связи с общественностью) - ребята из этого отдела формируют общественное мнение, создают имидж компании. Какой имидж создать, обычно тоже определяют маркетологи. А пиарщики воплощают это в жизнь. Но, конечно, работа направлена на повышение узнаваемости бренда, формирование лояльности потенциальных клиентов и так далее. Просто методы уже разные используются, тут придется поломать голову.
В чем похожи эти направления:
Целеполагание
+Перед ними всегда стоит одна задача. Если эти отделы будут работать в разнобой, то земля пухом вашей фирме и вашему продукту. Маркетинг, реклама и пиар должны работать как целостный механизм, здоровый организм, иначе гейм овер.
Отличия:
Результат
-В рекламе и маркетинге легко оценить результат. Есть продажи - есть результат. Пиар тяжело оценивается. Узнаваемость сложно проверить, лояльность тем более.
Целевая аудитория
-У пиара всегда шире целевая аудитория. Вы работаете не только на того мальчишку, который хочет ваши кроссовки, но еще и на его маму, которая должна доверять вашему бренду, чтобы купить сыну именно эти "педали". Это входит в обязанности пиара, а не маркетинга или рекламы. Рекламщик должен сделать, чтобы именно мальчик увидел рекламу и начал упрашивать маму сделать эту величайшую покупку века.
Направленность
-Маркетинг и реклама всегда направлены на экономическую выгоду. Они должны нести деньги прямо здесь и сейчас. Иначе бизнес просто не сможет существовать. Ему будет не на что жить. А вот пиар - это долгосрочный инструмент. Вы создаете себе имя сегодня, чтобы получить с этого прибыль завтра.
Универсальный ниндзя
Могу ли я быть универсальным ниндзя? Гонять и за маркетологов, и за пиарщиков, иногда суетясь за команду реклам-гуру...
Конечно, это возможно. Хороший маркетолог неплох и в рекламе, и в пиаре, но "неплох" - это не "хорош". Все-таки это разные специалисты. Даже в рамках рекламы и пиара есть отдельные подразделы, которым некоторые люди посвящают свою жизнь. Поэтому универсальным быть вряд ли получится. Стоит сфокусироваться на чем-то одном, если вы хотите добиться хороших результатов.
А если вы ставите перед собой задачу открыть свой бизнес или просто узнать все обо всем, то, конечно, изучайте все и сразу. Как минимум, базовая осведомленность должна быть, а если вы будете на хорошем уровне понимать многие процессы в этом мире, это может уберечь вас от найма плохого сотрудника.
Хотя я думаю, что главное - нанять хорошего кадровика. А он уже наймет всех остальных.
Я стараюсь подбирать только полезный материал по разным аспектам маркетинга. Чаще и регулярнее веду телеграмм Market Ninja
Буду очень рад там тебя видеть!