Найти тему
Russos

Станция «Смоленская» Филевской линии и Смоленский метромост

Открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена.
Проектное название: Смоленская площадь
Архитекторы: С.Г.Андриевский, Т.Н.Макарычев
Архитекторы вестибюля: В.Г.Поликарпова, А.А.Марова
Инженер-конструктор: Н.И.Ушаков
С 1953 по 1958 год участок «Александровский Сад» — «Киевская» был закрыт.


План станции «Смоленская» 1935 года. Отсюда.
План станции «Смоленская» 1935 года. Отсюда.

Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Первоначально предполагалось строительство всего участка так называемым «парижским» способом. Этот способ сооружения тоннелей предполагал большое количество работ по обустройству шахтных комплексов, переносу плотной сети городских коммуникаций, укреплению фундаментов домов, и, кроме того, не гарантировал от возможных просадок дневной поверхности, которые могли парализовать жизнь в этом оживленном районе Москвы. В конечном итоге проект строительства парижским способом был отклонен, и было принято решение вести сооружение линии траншейным способом, получившим название «московский». 3 января 1934 года вышло постановление Московского комитета партии и Моссовета о новой трассировке Арбатского радиуса. Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, и из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, станция строится как будто сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

1.  Конструкционная схема станции идентична аналогичным станциям первой  очереди — «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры». Единственное  исключение — в средней части лоток станции на протяжении 44 метров  выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность  вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на Кольцевую  линию (тогда она трассировалась целиком вдоль Садового кольца). В этом  месте предполагался спуск в пересадочный коридор.
1. Конструкционная схема станции идентична аналогичным станциям первой очереди — «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры». Единственное исключение — в средней части лоток станции на протяжении 44 метров выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на Кольцевую линию (тогда она трассировалась целиком вдоль Садового кольца). В этом месте предполагался спуск в пересадочный коридор.
2.  Путевые стены облицованы снизу розовой, а вверху — серой метлахской  плиткой в форме сот. На стене остался старый указатель остановки  шестивагонного состава.
2. Путевые стены облицованы снизу розовой, а вверху — серой метлахской плиткой в форме сот. На стене остался старый указатель остановки шестивагонного состава.
3.  Перекрытие станции выполнено в виде монолитной плиты толщиной 50 см,  уровень которой расположен в 2,5 метрах от дневной поверхности. Общая  длина станционного комплекса, включая служебные помещения, размещенные  в концах платформы, составляет 182 метра. Ширина в свету — 16,8 метра.  Вдоль платформы тянутся 24 квадратные колонны, расположенные в два ряда.
3. Перекрытие станции выполнено в виде монолитной плиты толщиной 50 см, уровень которой расположен в 2,5 метрах от дневной поверхности. Общая длина станционного комплекса, включая служебные помещения, размещенные в концах платформы, составляет 182 метра. Ширина в свету — 16,8 метра. Вдоль платформы тянутся 24 квадратные колонны, расположенные в два ряда.
4.  В одном из первоначальных проектов на Смоленской предусматривался выход  на внутреннюю (восточную) сторону Садового кольца. Но в 1935 году  построили иначе: станция была открыта с двумя наземными вестибюлями,  ни один из которых до наших дней не сохранился. Западный вестибюль  располагался недалеко от нынешнего и коротким лестничным маршем  соединялся с западным выходом.
4. В одном из первоначальных проектов на Смоленской предусматривался выход на внутреннюю (восточную) сторону Садового кольца. Но в 1935 году построили иначе: станция была открыта с двумя наземными вестибюлями, ни один из которых до наших дней не сохранился. Западный вестибюль располагался недалеко от нынешнего и коротким лестничным маршем соединялся с западным выходом.
5.  Строительство проходило в три этапа: сначала была построена часть под  восточной стороной Смоленской площади, шириной 20 метров, затем под  частью улицы. Здесь станция пересекала городской водопровод диаметром  96 см с давлением 8 атмосфер. Малейшее нарушение герметичности  привело бы не только к затоплению котлована строящейся станции  и лишило бы питьевой воды крупный район города, но и вызвало бы смещение  грунта, опасное обвалом окружающих домов. Работать приходилось с особой  осторожностью. Заключенная в трубу река подвешивалась над строящейся  станцией, а затем под нее было подведено перекрытие. Третий участок  целиком проходил под домами.
5. Строительство проходило в три этапа: сначала была построена часть под восточной стороной Смоленской площади, шириной 20 метров, затем под частью улицы. Здесь станция пересекала городской водопровод диаметром 96 см с давлением 8 атмосфер. Малейшее нарушение герметичности привело бы не только к затоплению котлована строящейся станции и лишило бы питьевой воды крупный район города, но и вызвало бы смещение грунта, опасное обвалом окружающих домов. Работать приходилось с особой осторожностью. Заключенная в трубу река подвешивалась над строящейся станцией, а затем под нее было подведено перекрытие. Третий участок целиком проходил под домами.
6. Часть стены с отмытой плиткой.
6. Часть стены с отмытой плиткой.
7.  После повторного открытия в 1958 году мелкого Арбатского радиуса  (ставшего частью Филевской линии) был организован вход на станцию,  встроенный в знаменитый «дом с башенкой», сооруженный по проекту  архитектора Жолтовского. После этого давным-давно закрытый коридор вдоль  станции был превращен в подуличный пешеходный переход под Садовым  кольцом и открыт 30 апреля 1959 года.
7. После повторного открытия в 1958 году мелкого Арбатского радиуса (ставшего частью Филевской линии) был организован вход на станцию, встроенный в знаменитый «дом с башенкой», сооруженный по проекту архитектора Жолтовского. После этого давным-давно закрытый коридор вдоль станции был превращен в подуличный пешеходный переход под Садовым кольцом и открыт 30 апреля 1959 года.
8.  Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры  могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями.  В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который  вел ко второму вестибюлю, расположенному на Смоленской площади,  в середине проезжей части нынешней трассы Садового кольца. (смотрите  схему в начале поста) Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-39 годах,  южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал  использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль Смоленской  никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под  Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным  пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.
8. Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями. В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который вел ко второму вестибюлю, расположенному на Смоленской площади, в середине проезжей части нынешней трассы Садового кольца. (смотрите схему в начале поста) Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-39 годах, южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль Смоленской никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.
9.  Ввод кассовых чеков (идиотское решение, на мой взгляд) вынудило  метрополитен искать пути их утилизации прямо на месте, не отходя  от кассы.
9. Ввод кассовых чеков (идиотское решение, на мой взгляд) вынудило метрополитен искать пути их утилизации прямо на месте, не отходя от кассы.
10. Название, сохранившееся с 1935 года.
10. Название, сохранившееся с 1935 года.
11.  Колонны станции облицованы серым жабровским мрамором. Колонны  на переходных мостиках и под антресолями, барьеры и парные проходы  отделаны кадыковским мрамором. Всего уложено 1250 квадратных метров  мрамора. Пол выложен розовыми гранитными плитами.
11. Колонны станции облицованы серым жабровским мрамором. Колонны на переходных мостиках и под антресолями, барьеры и парные проходы отделаны кадыковским мрамором. Всего уложено 1250 квадратных метров мрамора. Пол выложен розовыми гранитными плитами.
12. В этой страшной бочке находится сажа. С её помощью красят путевой бетон в черный цвет.
12. В этой страшной бочке находится сажа. С её помощью красят путевой бетон в черный цвет.
13.  До пуска станции «Киевская» (20 марта 1937 года) «Смоленская» была  конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков, а для оборота  поездов с восточной стороны был уложен пошерстный съезд. Поезда  прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же  отправлялись к «Сокольникам».
13. До пуска станции «Киевская» (20 марта 1937 года) «Смоленская» была конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков, а для оборота поездов с восточной стороны был уложен пошерстный съезд. Поезда прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же отправлялись к «Сокольникам».
14.  В 1953 году, после открытия глубокого Арбатского радиуса (часть  Арбастко-покровской линии), мелкий Арбатский радиус от «Ул. Коминтерна»  до «Киевской» был закрыт. Станционный зал «Смоленской» иногда  использовался для проведения выставок. На путях был настлан дощатый пол  и установлены стеллажи, на которых располагались экспонаты.
14. В 1953 году, после открытия глубокого Арбатского радиуса (часть Арбастко-покровской линии), мелкий Арбатский радиус от «Ул. Коминтерна» до «Киевской» был закрыт. Станционный зал «Смоленской» иногда использовался для проведения выставок. На путях был настлан дощатый пол и установлены стеллажи, на которых располагались экспонаты.
15. А теперь отправимся в тоннели. Это раструб около станции «Киевская» Филевской линии.
15. А теперь отправимся в тоннели. Это раструб около станции «Киевская» Филевской линии.
16. Участок перегона перед Киевской. Метромост остался за спиной.
16. Участок перегона перед Киевской. Метромост остался за спиной.
17. Шумозащитная галерея на подходе к мосту со стороны Киевской. Она появилась только в 1978 году.
17. Шумозащитная галерея на подходе к мосту со стороны Киевской. Она появилась только в 1978 году.
18. Портал к Киевской.
18. Портал к Киевской.
19. Шумозащитная галерея на подходе к мосту со стороны Киевской.
19. Шумозащитная галерея на подходе к мосту со стороны Киевской.
20. Выезд на мост.
20. Выезд на мост.
21. Белый дом и Новоарбатский мост.
21. Белый дом и Новоарбатский мост.
22. Портал в сторону Смоленской.
22. Портал в сторону Смоленской.
23. Огромная метталическая ваза весом в 7,5 тонн.
23. Огромная метталическая ваза весом в 7,5 тонн.
24.  Смоленский метромост — однопролётный стальной балочный метромост через  Москву-реку. Движение поездов до станции Киевская открыто 20 марта  1937 года.
24. Смоленский метромост — однопролётный стальной балочный метромост через Москву-реку. Движение поездов до станции Киевская открыто 20 марта 1937 года.
25.  Авторы проекта — инженеры Н. П. Поликарпов, П. К. Антонов, архитекторы  братья К. Н. Яковлев и Ю. Н. Яковлев. Консультанты проекта — профессора  МИИТ Н. С. Стрелецкий и Г. К. Евграфов. Перед началом строительства  второй очереди метрополитена был проведён конкурс проектов оформления  моста, и из предложенных вариантов был избран самый скромный. Мост  украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными  вазами на береговых устоях.
25. Авторы проекта — инженеры Н. П. Поликарпов, П. К. Антонов, архитекторы братья К. Н. Яковлев и Ю. Н. Яковлев. Консультанты проекта — профессора МИИТ Н. С. Стрелецкий и Г. К. Евграфов. Перед началом строительства второй очереди метрополитена был проведён конкурс проектов оформления моста, и из предложенных вариантов был избран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.
26. Шумозащитная галеря со стороны Смоленской.
26. Шумозащитная галеря со стороны Смоленской.
27. «Архитектурное» оформление старого портала.
27. «Архитектурное» оформление старого портала.
28. Раструб перед Смоленской и сотовая антенна.
28. Раструб перед Смоленской и сотовая антенна.
29. А это перегонные тоннели со стороны Арбатской.
29. А это перегонные тоннели со стороны Арбатской.