Найти тему
Юридические тонкости

Обязательна ли претензия к продавцу?

Все мы, желая того или нет, причастны в определенной степени к формированию современного «общества потребления».

Оно активно развивается, подпитываясь нашими растущими материальными потребностями, а естественным побочным эффектом такого процесса становится все большее число судебных споров по защите нарушенных прав потребителей.

Редко сегодня можно встретить человека, который бы ни разу не сталкивался с недобросовестным продавцом.

Когда возникает конфликт, всех захлестывают эмоции, а в пылу гнева очень высока опасность наделать ошибок, которые могут помешать добиться справедливости. Поэтому нужно заранее иметь четкое представление о том, как защитить свои права и привлечь к ответственности продавца-нарушителя.

В первую очередь, следует точно знать, требуется ли официальное обращение к продавцу с претензией до того, как подавать иск в суд. Ведь если это обязательно, то суд вернет вам иск, если не будет приложена претензия с доказательствами ее направления ответчику.

Честно говоря, вопрос этот не так прост, как кажется: даже юристы с многолетним стажем не решаются ответить на него однозначно.

Да, Закон о защите прав потребителей напрямую ничего не говорит о необходимости соблюдать досудебную процедуру урегулирования спора. Только для двух категорий споров законом предусмотрена обязанность потребителя направить предварительно претензию ответчику:

• по спорам с оператором связи, который оказывает услуги гражданам-потребителям,

• по спорам с перевозчиком по вопросам ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке пассажира, багажа или груза.

Следовательно, как многие считают, по остальным спорам претензию подавать необязательно, можно сразу обращаться с иском в суд, не теряя времени. Однако большинство судов такого мнения не придерживается и вот почему.

Закон о защите прав потребителей возлагает на продавца ответственность, дословно: «за просрочку выполнения требований потребителя» (ст. 23). Это означает, что продавца нельзя признать нарушителем до тех пор, пока он не исполнит в установленный срок требования потребителя.

А как он узнает об этих требованиях, и вы сможете доказать факт их предъявления? Только с помощью письменной претензии!

Кроме того, за нарушение прав потребителей закон предусматривает возможность взыскания с продавца высокой неустойки, компенсации морального вреда, а для этого также нужно подтвердить суду, что продавец:

- не удовлетворил в добровольном порядке требование потребителя,

- нарушил предусмотренные законом сроки для выполнения требований потребителя,

- совершил все это намеренно, виновно.

В частности, вину продавца в несоблюдении прав потребителя невозможно будет доказать, если отсутствуют документы, подтверждающие уведомление продавца о факте нарушения и его бездействие или прямой отказ удовлетворить законные требования потребителя.

Поэтому, когда вы видите, что продавец игнорирует ваши устные требования, очень рекомендую составить письменную претензию (два экземпляра) и вручить ему под роспись.

В случае отказа принимать претензию отправляйте ее заказным письмом с описью вложения и уведомлением – это будет надлежащим доказательством направления претензии.

В претензии кратко укажите суть нарушения ваших прав и обязательно включите требование добровольно исполнить ваши притязания в разумный срок (обычно дается 10 дней).

Когда истечет срок для добровольного исполнения требований, смело можно обращаться в суд, приложив копию претензии с доказательствами ее вручения продавцу.

Таким образом, предварительное обращение к продавцу с претензией не является обязательным по большинству потребительских споров, но все же очень желательным. И сложившаяся судебная практика является тому красноречивым подтверждением.

На сайте «Детский сад.Ру» в разделе «Семейный юрист» вы можете найти дополнительную информацию по данному вопросу и образец составленной претензии продавцу при нарушении прав потребителя.