Радость и удовольствие — это не одно и то же. Первая никогда не приедается и дает нам ощущение настоящего счастья, а от второго рано или поздно наступает пресыщение, которое ведет к депрессии. Почему так? И как сделать, чтобы радости в нашей жизни было больше?
Ответы на эти вопросы дает психолог Марина Мелия в своей книге «Наши бедные/богатые дети». Опираясь на различные психологические концепции и в большей степени на идеи Эриха Фромма, она рассказывает, что нужно человеку, чтобы испытать настоящую радость.
Для активной жизни нам нужны стимулы. Все стимулы можно разделить на три группы: простые, сложные внешние и внутренние.
Так вот от простых стимулов мы получаем всего лишь быстротечное удовольствие: купили симпатичную вещь, выпили чашечку кофе, съели сладкую булочку и т.д. Лучшая иллюстрация для них — осел, перед носом которого повесили морковку. Увидел «заветную цель» — начал движение к ней. У простых стимулов очень короткий «срок годности» — они быстро теряют свою привлекательность. Этим и объясняется необходимость постоянной смены раздражителей.
Все материальные стимулы — простые. Пресыщение ими неизбежно. «Неприятная правда состоит в том, что простые стимулы никогда и никого не могут удовлетворить, — пишет Марина Мелия, — Нужно бежать дальше и получать больше. Рано или поздно человек подходит к черте, за которой следуют зависимость и саморазрушение».
Итак, удовольствие быстротечно, оно не дает эмоционального насыщения, тогда как с переживанием радости все сложнее. Радость мы получаем от сложных внешних и внутренних стимулов.
Сложные внешние стимулы Эрих Фромм называл «вдохновляющими», или «активирующими». Эти стимулы тоже действуют на нас извне, но они стимулируют внутреннюю работу. Это книги, фильмы, картины, музыка, — все то, что подталкивает нас к размышлениям и действиям. По сути, речь идет об искусстве.
Здесь хочется привести цитату Ирины Хакамады: «Искусство — это портал. Надо обязательно увлечься каким-нибудь видом пусть даже очень популярного искусства, но чтоб вас уносило. Чтоб, например, вы сидите в самолете, включили музыку, именно ту, которая ваша, и вас вынесло из этого самолета. Или кино, но такое, чтобы «вау!» и вас взрывает. Это портал для того, чтобы развивать подсознательную информацию и получать ее в сознание».
Для многих из нас таким порталом могут служить книги. «Такие стимулы никогда не приедаются, потому что вызывают творческую реакцию, — пишет Марина Мелия, — Их никогда не бывает слишком много. Может наступить физическая усталость, но не апатия. Достигнув одной цели, мы сразу же ставим перед собой следующую».
И, наконец, о самых важных — внутренних стимулах. Это наши желания что-либо узнавать, уметь, побеждать, быть, помогать. Это желание творить и преображать мир. Внутренние стимулы не зависят от внешних обстоятельств.
К сожалению, человек не рождается с внутренними стимулами, они могут появиться только в процессе развития. И вообще не факт, что появятся. Но только внутренняя работа запускает процесс самосовершенствования, только благодаря ей мы становимся более устойчивыми, целеустремленными и спокойными.
«Ключ к организации нашей внутренней жизни — это конкретное дело, то, которое сегодня кажется нам самым актуальным, — пишет Марина Мелия, — Быть активным — значит дать проявиться своим талантам, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый из нас. Это значит испытывать глубокий интерес, развиваться, страстно стремиться к чему-либо, отдавать».
Внутренняя мотивация не исключает внешней, и наоборот. Задача не в том, чтобы отказаться от простых стимулов, а в том, чтобы появились внешние сложные и, особенно, внутренние. И тогда вы «войдете в поток» счастья и настоящей радости.