Философ Секацкий А.К. пишет: «Высокомерность осуждается и отвергается с позиции низкомерности, с позиции исходного равенства в бессилии». Духовный путь предполагает равенство людей. Но равенство в чём? Если это равенство в бессилии, то это не духовный путь. Это прикрытие своей неспособности к чему-то эвфемизмом духовности. Предъявляя другим высокую меру и требование соответствовать ей, ты ставишь их в неудобное положение, но в тоже время помогаешь им расти. Поступая наоборот, ты привлекаешь к себе людей тем, что позволяешь им быть слабыми. Позволяя им быть слабыми, ты даешь право на ошибку и чем выше лояльность, тем больше ошибок совершает человек рядом с тобой.
Когда я преподавал риторику, мы разбирали с ребятами это явление. Кого больше всего любит публика? Того, кто много трудился, развивался в своём направлении и из года в год давал стабильный результат или того, кто всегда всё делал плохо и вдруг неожиданно выступил хорошо? В первом варианте немного людей узнают себя, а второй вариант ближе и роднее. Публика вглядывается в выступающего, как в зеркало. Она должна узнавать себя. Если публика ленива или «низкомерна», то ей понравятся аутсайдеры, которые выбились вперед, волею случая. Такой публике не нужен «отличник», он уязвляет её и заставляет чувствовать себя недееспособными. Отсюда такая ненависть к детям, которые учатся на пятерки. «Фу! Ботаник!».
В йоге тоже есть такой элемент. Йога принимает всех, но тут есть один момент. Принятие всех не означает отсутствие требований к ученику. Наоборот требований очень много. Мы же хотим воспитать сильную личность? Соответствовать этим требованиям очень сложно. А удерживать результат ещё сложнее. Чем выше достижения в йоге, тем больше давление извне. Ведь нельзя быть выше других. Слишком высокомерно. Если группа развивается равномерно, то все ученики сильные и их требования друг к другу одинаково высокие. Такая команда растет, но если в группе такой человек один, то люди тянут его вниз. «Смотри, чтоб гордыня не развилась! Что думаешь, научился больше упражнений делать и всё? Да ты не разбираешься ни в чем, так нахватался верхов, давай спускайся с небес на землю». С одной стороны это эмоциональный опыт, а с другой это характеризует такую группу, как недобросовестную.
Низкая мера – это очень опасно и весьма лицемерно. Представьте, что вам нужно попасть к хирургу на операцию, кого вы выберете высокомерного профессионала или добродушного стажера? Ответ вполне очевиден. Но профессионал тоже был когда-то стажером и когда он учился, то другие стажеры тянули его вниз, пытаясь показать, что его ошибки даже больше, чем их. Человек готов пойти к самому высокомерному врачу лишь бы быть здоровым, потому что высокомерный врач слишком дорожит своей репутацией и мастерством. Но почему бы не пойти к стажеру, тот будет более обходителен и вежлив? Стажер рассчитывает, что если ошибется, вы простите его т.к. «мы же все люди, каждый ошибается». Почему же не хотят дать возможность поучиться на себе, начинающему врачу?
Жизнь ставит перед человеком задачи. Человек ответ-ственен перед жизнью. Он дает ей свой «ответ» на задачу, в зависимости от требований, которые он предъявляет к себе и другим. Ниже требования – получи низкий уровень образования, плохих врачей, дураков на дорогах, недальновидных депутатов, псведоучителей по фитнесу и йоге и т.д. И не надо жаловаться, если твой девиз: «Мы же все люди, каждый может ошибаться». Каждый имеет право учить коряво, ездить, где хочет, воровать из бюджета и т.д. А, если не устраивает, то придется стать высокомерным. В первую очередь к себе. Себе не позволять делать что-то некачественно и другим не давать, чтобы равенство было не в слабости индивидов, а в объединении сильных личностей, которые имеют высокую меру. Пусть с каждым новым годом сильных личностей будет становиться всё больше и каждый сможет обрести внутреннюю меру и силу.