Найти тему
Телеканал "78"

Карл Росси. Гений, создавший лицо Петербурга

Сегодня, 29 декабря – 232 года со дня рождения великого архитектора Карла Росси, сотворившего Петербург таким, каким мы его знаем.

Дворцовая площадь – сердце Петербурга, расположенное в самом центре города-музея. Именно Карл Росси создал уникальный архитектурный ансамбль площади, включающий здание Главного Штаба, Триумфальную арку и Александровскую колонну.

Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода стала последним крупным проектом великого архитектора. Если на Дворцовой располагалось сердце Петербурга, то здесь сосредоточился ум Северной столицы – в комплексе зданий, построенных в стиле позднего классицизма, располагался высший государственный орган страны.

Елагин дворец был построен другим великим архитектором – Джакомо Кваренги. Однако в начале XIX века его поручили полностью перестроить Карлу Росси. Обновлённый дворец Александр I подарил своей матери Марии Фёдоровне.

Знаменитая квадрига Аполлона – колесница с четвёркой лошадей, которой правит античный покровитель искусств – известна во всём мире. Эта композиция венчает выдающееся творение Карла Росси – здание Александринского театра. Фасад с многоколонной лоджией, портики и множество впечатляющих декоративных композиций делают строение настоящей жемчужиной города.

Улица Зодчего Росси составляет один архитектурный ансамбль с Александринским театром. Пять зданий с единым фасадом создают здесь ощущение цельного пространства. Строгая и одновременно величественная архитектура улицы – пример точного следования античным канонам: ширина её равна высоте зданий, а длина ровно в десять раз больше ширины (22/22/220 м.).

К постройке Михайловского дворца Карл Росси подошёл так же и основательно, как и ко всем своим великим произведениям. Архитектор не просто создал проект княжеской резиденции – он спроектировал весь архитектурный ансамбль местности, включая площадь Искусств, а также Инженерную и Михайловскую улицы.

Императорская публичная библиотека была основана повелением Екатерины II в 1795 году. В 1820-х возникла необходимость её расширения, и Карл Росси принялся за разработку генерального плана нового корпуса библиотеки. Удивительное искусство Росси проявилось в том, что он с ювелирной точностью смог вписать в новый ансамбль уже существующее здание Соколова, создав единый и очень гармоничный образ.