Этой осенью в Санкт-Петербурге было много событий, связанных с восточными музыкальными традициями. Международный фестиваль искусств «Дайрафест» , фестиваль Института семьи Рерихов «Ситар в Петербурге» , разудалый гала-концерт «Oh! Mumbai!» . Ещё была иранская классическая музыка в исполнении Хосейна Нуршарга и группы «Фераг» .
Хосейн Нуршарг, исполнитель аваза (классического вокала), преподает в Московской консерватории, поэтому пару раз в год его можно послушать и в Москве, и в Питере. Надеюсь, что он будет давать выступления чаще и в разных городах.
Арабская, иранская, индийская музыкальные традиции ярко отличаются от европейской, причём, как мне кажется, в лучшую сторону. Классическая музыка Западной и Южной Азии построена на принципах, отличных от европейских. При всем уважении, но на любом концерте классической академической музыки я исправно засыпаю через 15 минут после начала. Чувствуешь себя неотесанным деревенщиной, но ничего поделать не можешь. А вот от трели искусного восточного музыканта хочется парить, плясать, плакать и смеяться. А мелодии — тысяча лет, и она самая что ни на есть «классическая» и «академическая» .
Классические музыкальные системы разных народов, конечно, отличаются одна от другой по устройству и философии — это арабский макам, иранский дастгах, индийские раги. Кое-что их всё же объединяет. Если европейские тональности суть механические объединения звуков, то, к примеру, индийская рага или иранский дастгах — это комплекс: допустимый диапазон модуляций, основные мелодические ряды, которые музыканты обыгрывают в тысячах вариаций, а также рекомендации к тому, в какое время суток и года и в какой ситуации подобает исполнить тот или иной дастгах. Разные школы выделяют основных семь либо двенадцать дастгахов (числа, предельно наполненные символикой и смыслом) и несколько десятков вариаций каждого. Каждый дастгах включает несколько форм аваза и множество гуше — конкретных мелодий.
Такие музыкальные системы, как иранская, презирают нотный стан. Истинно восточная музыка признает лишь восточный путь обучения: постоянное воспроизведение базового знания под чутким руководством наставника и выработка превосходной интуиции в импровизации.
Иранская классическая музыка гораздо более жива, нежели, к примеру, европейская барочная, в которой разбирается лишь узкий круг рафинированных знатоков. Традиция иранской классики передается по живой цепи преемственности, и каждый музыкант привносит в нее что-то своё. Она дико популярна на родине — так или иначе, многие поп-исполнители часто перепевают классические произведения. В общем-то, это явление того же порядка, как и непреходящая популярность классической персидской поэзии — ведь в авазе частенько используются стихи Саади, Хафиза, Руми. Как сказал Хосейн Нуршарг в одном интервью, «то, что требует усилия для сохранения, уже умерло». Персидскую классику поддерживать не надо, её сердце бьется в унисон с сердцем народов, её породивших.
Автор: Глеб Стукалин
Если вам понравился мой канал — подписывайтесь и лайкайте!
Если вы хотите что-нибудь спросить/предложить — пишите на почту glebstukalin@yandex.ru