Найти тему
МИСТЕР МИТСУБИСИ

Су-47 - "Беркут"

Ещё на начальном этапе моделирования, в 80-е годы, даже сама конструкция этого самолета была государственной тайной. Первый отечественный самолет с крылом обратной стреловидности стал настоящей сенсацией для широкой публики, а летчики-испытатели, которым доводилось поднимать эту машину в воздух, оценивали его как «эпохальное конструкторское решение с нестандартными характеристиками пилотирования».

Су-47 «Беркут» (C-37) (по кодификации НАТО: Firkin) - российский перспективный палубный истребитель, разработанный в ОКБ им. Сухого. Конструкция «Беркута» скомпонована по схеме интегрального неустойчивого триплана, имеющего высоко расположенное крыло обратной стреловидности, центральноповоротное заднее хвостовое оперение небольшой площади. Как утверждают летчики-испытатели, этот самолет «увертлив» на малых скоростях и способен совершать воздушные пируэты, которые не под силу другим истребителям.

Стоит отметить, что во время производства деталей для экспериментального самолета была применена новая технология – детали обшивки удалось получить в плоском виде, придавая им необходимую форму, когда кривизна совпадала со стыковкой с полной точностью. Благодаря крупногабаритным панелям удалось уменьшить массу истребителя и снизить его заметность на радарах. Этому способствовали и композитные материалы, которые применялись в его обшивке.

Электронное бортовое оснащение «Беркута» состояло и полностью отечественного оборудования, в числе которого была многоканальная цифровая ЭДСУ – электродистанционная система управления, интегральная автоматизированная система управления полетом, навигационный комплекс, включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и спутниковую навигацию.

-2

Су-47, относящийся к пятому поколению, должен был обладать способностью осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности. Предусматривалась автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами, а также повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации – одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков.

Аэродинамика и бортовые системы истребителя должны были обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых опозданий, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов. От самолета требовалось «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета.

Первый прототип «Беркута» поднялся в воздух 25 сентября 1997 года, а на авиавыставке «МАКС-1999», Су-47 стал настоящим «гвоздем программы». Однако, несмотря на успешность и впечатляющие характеристики новой машины на вооружение ВМФ России перспективный палубный истребитель так и не поступил. Главной причиной конечно же стала экономическая ситуация в стране, которая после правления Ельцина оставляла желать лучшего.

Тем не менее, несмотря на то, что Су-47 был построен в единственном экземпляре и по сути стал экспериментальной машиной, его создание позволило российским конструкторам отработать внедрение новых технологий. С последней задачей «Беркут» справился блестяще, а роль новейших боевых самолетов с уникальными характеристиками в ближайшем будущем возьмут на себя другие машины, среди которых будет и Т-50 (ПАК ФА).

© Андрей Рухлов