Найти тему
русский техник

Как в Австралии нашли и отреставрировали паровой двигатель русских и английских канонерок времен Крымской войны

Шхуна Xantho
Шхуна Xantho

В статье "Паровая флотилия русского промышленника Путилова" на моем сайте рассказывалось о канонерках времен Крымской войны. Если коротко, то речь шла о том, что  Путилов в 1855 году был организатором изготовления в частных мастерских Санкт-Петербурга 32 паровых 80-ти сильных двигателей системы англичанина Пенна для оснащения ими канонерских лодок для летней военной кампании на Балтике 1855 года. За основу, как нетрудно догадаться, был взят оригинальный морской двигатель Джона Пенна (Penn horizontal trunk engine), незадолго до войны привезенный из Англии. Двигатели - копии пенновского движка - удалось в короткий срок изготовить, и более того, - они  работали, и работали вполне удовлетворительно. Впрочем, двигатели были несложными, небольшими и, как выяснилось, оказались вполне по зубам русской промышленности. Чего, правда, не скажешь о более мощных двигателях англичанина Непира для фрегатов, о которые примерно в тоже время обломал зубы завод Нобеля.

До наших дней дожило не так много двигателей середины 19 века, но двигатель Пенна - из тех, что стояли на английских канонерках (а на русских - его полные копии), единственный известный из сохранившихся на данный момент, -  теперь экспонируется в Музее Западной Австралии (Western Australian Maritime Museum).

ИСТОРИЯ

Xantho был построен в 1848 году в Denny Shipbuilding Company как судно с движителем в виде гребного колеса для использования в шотландских водах.  В начале 1871 Xantho был продан в 'металлическому коммерсанту' Роберту Стюарту из Глазго, который заменил гребные колеса на подержанный двигатель от канонерки эпохи Крымской войны. Это был двухцилиндровый, бесконденсаторный двигатель (trunk engine) конструкции Джона Пенна.

Двигателя канонерских лодок времен Крымской войны и анологичные им, построенные в последующие годы были первыми двигателями высокого давления, высоких технологий и являлись по-настоящему двигателями массового производства. В конструкции используется стандартная резьба сэра Джозефа Витворта, что дает взаимозаменяемость деталей.

 Отремонтированная и переделанная шхуна SS Xantho была выставлена ​​на продажу в октябре 1871 года, и был куплена богатой семьей Broadhurst для использования на побережье Западной Австралии.

Xantho был доставлен в Западную Австралию транзитом через Суэцкий канал и английскую колонию Стрейтс-Сетльментс, что близ Сингапура, немного задержавшись там для использования в качестве судна для добычи жемчуга. Захватив попутно малайских рабов-ныряльщиков для промысла у берегов Австралии, отчаливает и прибывает в пункт назначения. Прибыв в Западную Австралию, он работает на грузо-пассажирских перевозках, попутно став первым морским паровым судном побережья Западной Австралии.

Xantho активно обслуживает фермы по добыче жемчуга семьи Broadhurst в Port Hedland и Banningarra. Xantho также занимается перевозками аборигенов из концентрационного лагеря на острове Роттнест на их место обитания.

Интересно, что владельцы почти не использовали Xantho, как пароход. Они использовали двигатель только для того, чтобы маневрировать в гаванях, а также против ветра и прилива или чтобы произвести впечатление на население, для которого паровой транспорт был в диковинку. Криком "наконец-то пароход!" сопровождалось его прибытие в Champion Bay (Geraldton). Видя еще одну возможность для бизнеса, Broadhurst`ы надеялись использовать Xantho, чтобы получить выгодную концессию на грузоперевозки по  побережью.

Красной меткой обозначено место затопления шхуны
Красной меткой обозначено место затопления шхуны

 В 1872 году, соблазнившись выгодным грузом, владелец перегрузил шхуну свинцовой рудой, в результате чего проржавевшее и рассохшееся на жаре судно дало течь и с передней затопленной секцией столкнулось с наносной песчаной косой. Переборки не выдержали, насосы остановились и судно затонуло.  Рабы-ныряльщики, внезапно оказавшиеся на свободе, в поисках пропитания принялись терроризировать местное население, что вызвало большой шум и настроило общественность против владельцев шхуны - семьи Broadhurst.

НАШЕ ВРЕМЯ

Двигатель Xantho на дне
Двигатель Xantho на дне

Остов корабля был забыт, пока в 1979 году не был найден рыбаками. Усилиями Отдела морской археологии Музея Западной Автралии в 1985 году достали двигатель шхуны, и в последующие годы постепенно восстанавливали его для показа в музее.

Двигатель Xantho на берегу
Двигатель Xantho на берегу

Реставрация двигателя в музее
Реставрация двигателя в музее

В апреле 1985 года двигатель перемещается в резервуар в музей в Fremantle. Под руководством специалистов двигатель первоначально был залит в раствором гидроксида натрия, чтобы предотвратить дальнейшую коррозию, в то время как проводился поиск наиболее эффективного метода удаления слоя наростов толщиной от 2. 5 до 5 сантиметров. К марту 1993, 2500 кг наростов были удалены, а 48 кг хлоридов было извлечены из двигателя путем электролиза.

В музее. Вид на коленвал
В музее. Вид на коленвал

Двигатель Xantho является единственным дошедшим до нас двигателем канонерок времен Крымской войны, поэтому исследователи подвергли его состояние тщательному изучению. Двигатель был разобран под руководством специалиста по консервации Р. Гарсиа, который имел значительный опыт в области восстановления оружия Второй мировой войны. Затем каждый из компонентов двигателя был индивидуально обработан. К 2006 году консервация и реконструкция была завершена, двигатель снова собран,  и вал двигателя теперь может быть провернут вручную.

В музее. Вид сбоку. На заднем плане виден котел. Он современный, из автобусного парка.
В музее. Вид сбоку. На заднем плане виден котел. Он современный, из автобусного парка.

Специалисты во время работы над двигателем обнаружили несколько интересных технических подробностей, которые вызвали закономерные вопросы.  При разборке двигателя в цилиндрах.были найдены лишние гайки  Кроме того, на паровом котле был установлен клапан беспружинного типа, который был предназначен для стационарных, а не для морских двигателей, подверженных качке. На двигателе изначально не был предусмотрен конденсатор отработанного пара, что сильно снижало запас хода в условиях дефицита пресной воды в Западной Автралии. Все эти факторы, а также отсутствие на побережье механических мастерских, способных квалифицированно отремонтировать двигатель, и объясняли столь редкое использование двигателя командой корабля.