Найти тему

Гипотезы в кавказском языкознании

Носители картвельских языков в течение многих столетий пользуются грузинским литературным языком и его письменностью.

Грузинский является языком государственного управления наряду с абхазским и осетинским языками. Для картвелов грузинский язык был и остается единственным литературным языком. На нем проводятся и все обряды христианского богослужения.

Картвельские языки относят к иберийско-кавказской языковой семье, в которой условно объединены около 40 коренных языков Кавказа. При наличии глубоких структурных и материальных расхождений между отдельными группами выявлен целый ряд параллелизмов.

По совокупности формальных структурных признаков можно говорить о промежуточности картвельской языковой группы между абхазо-адыгской и нахско-дагестанской. В целом, картвельские языки в формально-типологическом плане ближе к абхазо-адыгским.

В кавказском языкознании разрабатываются взаимоисключающие гипотезы:

- теория, предполагающая существование единой семьи кавказских языков;

- эвскаро-кавказская теория, генетически объединяющая все эти языки с баскским;

- ностратическая теория, усматривающая родство картвельских языков не с северокавказскими, а с пятью другими лингвистическими семьями Старого Света.

Гипотезу об абхазо-адыгском субстрате для картвельских языков Западной Грузии поддерживал С.Н. Джанашиа* (теорию о существовании кавказского языкового союза разделяют далеко не все картвелисты в самой Грузии). Только в редких случаях можно говорить о сколько-нибудь серьезных по своим масштабам процессах взаимодействия ингредиентов разных семей автохонных языков Кавказа. Высказывается точка зрения, согласно которой ингилойский диалект грузинского языка является результатом перехода части удин (жителей Кавказской Албании) на грузинскую речь.

*Симон Джанашиа (1900-1947) – акад. АН СССР.

Несомненно, Кавказ отличается чрезвычайно сложным и многообразным лингвистическим ландшафтом. Изучение как собственно лингвистических, так и культурно-исторических аспектов ареальных связей кавказских языков, а также баскского наряду с языками Передней Азии (шумерским, хеттским, точнее, неситским, с языками Митанни, Суз и Элама) открывает новые перспективы.

«Иберийско-кавказские языки, а также баскский* – остаток некогда многочисленной языковой семьи, которая была распространена на Кавказе, в Передней Азии и в бассейне Средиземного моря. Большинство из этих языков – хеттский, язык Урарту, пелазгский, этрусский – мертвые языки, но народы – носители этих языков заложили основу древнегреческой и римской цивилизаций. Народы хеттско-иберийского круга были передатчиками достояния цивилизации Древнего Востока Западу», – писал Арнольд Чикобава**.

Существуют другие, абсолютно противоположные взгляды и научные доказательства, которые вообще выводят картвельские языки из кавказской языковой семьи вопреки взглядам уважаемого ученого и его сподвижников.

*Арнольд Чикобава (1898-1985) – известный грузинский языковед, акад. АН СССР

** По мнению некоторых картвелистов, наиболее доказательным является родство баскского языка с кавказскими, особенно с картвельскими. Баскский язык серьезно изучают в Тбилисском государственном университете им. Ив. Джавахишвили.

Особый вклад в развитие баскологии внес академик Ш. Дзидзигури. Выявлены параллелизмы: баскский глагол полиперсональный, имеет эргативный строй, в части форм прошедшего времени имеет номинативную структуру (как грузинский), схожи методы словообразования и словосложения, система послелогов и пр.

Продолжение в следующей статье)

Если вам хотелось бы глубже узнавать историю и культуру Грузии у, действительно, экспертов в этих вопросах, да еще и начать изучать язык, то вот полезная ссылка на онлайн-школу грузинского языка GEOLANGUAGE, преподавателем которой является Лия Отаровна Башелеишвили - автор учебника грузинского языка, доцент МГУ им. Ломоносова, Института стран Азии и Африки, кандидат филологических наук, дипломированный картвелолог, преподаватель грузинского языка и литературы.

Лия Отаровна единственный картвелолог, прошедший процедуру приравнивания научного ценза в России и официально считается признанным картвелологом в научных академических кругах России, что подтверждается соответствующим документом, выданным за подписью первого заместителя министра образования России.
Лия Отаровна единственный картвелолог, прошедший процедуру приравнивания научного ценза в России и официально считается признанным картвелологом в научных академических кругах России, что подтверждается соответствующим документом, выданным за подписью первого заместителя министра образования России.

Подписывайтесь на наш канал! Тут всегда будет познавательно.