Летом добраться до Малошуйки можно по железной дороге. Как раз до конечной станции. Со стороны Онеги по лету были попытки пробиться, но это сравни безумию. Зимой ставят зимник и при хороших погодных условиях можно добраться до нее на легковушке...
Первым делом перебираемся через реку Онега по ледовой переправе. Первая деревня, до которой можно доехать и летом, это село Яковлевское – настоящий поселок поморов...
Яковлевское наполовину безжизненное. Находится на самом берегу Онежской Губы Белого моря. Когда-то, основным промыслом местных жителей была только рыбалка.
В Яковлевском сохранился один из знаменитых "тройников". Деревянные церкви в этом регионе сохранились на удивление хорошо, но все они без реставрации скоро разрушатся. Причем реставрировать энтузиастам их не разрешают – объект исторического наследия.
От Яковлевского уходим на зимник. Часть его проходит по реке Нименьга, которая меняется в зависимости от приливов и в отлив лед повисает над водой и трескается. Жуткие ощущения стоять на льду, который висит в воздухе.
Лед здесь живет своей жизнью и выдавливает на поверхность огромные глыбы высотой почти с человеческий рост. Местных это не удивляет, а мы хватаемся за фотоаппараты.
По дороге к Малошуйке еще один "тройник". Колокольня вот-вот рухнет и еще один памятник истории "охраняемый" государством уйдет в историю. Трактора стоят для того, чтобы обеспечить подъезд пожарной техники.
В Малошуйку прибываем уже под вечер. Здесь сохранился памятник советским солдатам. Таких не счесть по России...
Память о Великой Отечественной хранят тем лучше, чем дальше от Москвы. Не показушно, а реально собирают истории людей, их потомков и рассказывают их школьникам. В таких музеях всегда охотно делятся историей и с гостями, принимают их радушно и открыто.
В Музее Малошуйки глиняные кувшины... в те времена, когда на Руси еще брагу пили, местные уже знали, что такое ром, который привозили иностранные суда.
Недалеко от Малошуйки еще одна сохранившаяся церковь. Она сохранилась в идеале потому, что в советское время в ней хранили зерно, а значит следили за состоянием.
Многие вещи в церкви исторические, их спрятали с приходом советов и доставали потом из погребов и подвалов. Однако служить в Малошуйку никто не едет. Приход маленький, денег нет... зачем!?
Чуть отъезжаешь от цивилизации и кругом начинаются следы "цивилизации". Брошенная техника: грузовики, вездеходы. Часть ее эксплуатируется до сих пор, а часть уже разве что на запчасти годится.
Этой ГАЗушке (ГАЗ-71) уже не видать просторов Тундры, а на металлолом тоже не возьмут, отсюда ее дороже доставить будет, чем она стоит.
Зимник на Малошуйку коварный. Накат прочный и ровный, но местами по бокам колея и если нырнешь в нее, то выбраться наверх будет уже сложно.
Подъехали к одному мужичку. Техники у него вал, начиная трелевщиками додинозаврового периода и заканчивая вполне современным КамАЗом 6х6.
Этот КрАЗ вообще Франкенштейн. Чего стоит только фара от какой-то классики и пневмодудки. Но на Севере главное, чтобы техника работала и ее можно было починить, а не ждать запчастей неделями...
Если вдруг решите отправиться в Малошуйку помните, что гостиниц там нет и ночевка только в автомобилях. Можно попробовать напроситься к кому-то в гости или попробовать договориться в доме отдыха для локомотивных бригад. У нас это получилось и глава администрации помог нам переночевать в тепле. За что ему огромное спасибо.