ЗАЗ-965 стал первым малолитражным автомобилем СССР. Эта машинка стала герем анекдотов, обросла легендами, и прочно вошла в историю. Но мало кто знает, что на базе «Горбатого» было разработано полноценное купе. Не тудор, коим являлся 966 – а именно купе.
Идея собрать новый автомобиль на агрегатах «Запорожца» долго витала в застенках НАМИ. Но правительство в подобных экспериментах не было заинтересовано, посему, работа над проектом была инициативой дизайнеров и инженеров института. Так, за внешность автомобиля отвечали художники Э. Молчанов и Ф. Хайдуков. А конструктивную часть прорабатывали инженеры Игорь и Лев Дурнов. Всего, над машиной работал скромный коллектив в шесть специалистов. К слову, именно столько машин и выпустили – каждому по экземпляру.
По сути, это была абсолютная самоделка, которыми увлекались на каждой станции Юных Техников в СССР. Но профессиональный подход, и серьезная производственная база позволили реализовать машину на уровне мелкосерийного производства.
Спорт-900 являл собой малолитражное купе с посадочной формулой 2+2. Кузов основывался на лонжеронной раме из стальных труб, которая была объединена с пространственным каркасом. На это крепились кузовные панели из стеклопластика. Рациональная конструкция силовых элементов, и использование стеклопластики, позволили достичь веса кузова с рамой чуть тяжелее 100 килограмм. А в снаряженном виде купе было на 125 килограмм легче своего прародителя – «Горбатого». При этом, конструкторы не обошли вниманием безопасность – ее показатель был не ниже, чем у 965, чего удалось достичь продуманным расположением силовых элементов. Кроме того, крайние части кузова обладали сминаемыми зонами, которые гасили энергию удара.
Мотор с трансмиссией полностью повторял таковую на ЗАЗ-965, и достигал мощности в 23-27 сил (данные на каждом экземпляре рознились). Передняя подвеска – торсионная с продольными рычагами. А сзади установили качающиеся полуоси на пружинах. Как нетрудно догадаться, динамика «Спорт-900» была значительно выше, чем у запорожской машины. Сказывалась лучшая аэродинамика, и легкий кузов. А управляемость и устойчивость возросла за счет сниженного центра тяжести.
Внешность автомобиля отличалась не только от остальных самоделок, но и на порядок превзошла серийные аналоги, выпускаемые в СССР. Кузов имел клиновидную форму – сказывался габаритный мотор, установленный сзади. Это было нетипично, но эффективно. Аэродинамика машины была на высоте. Детали экстерьера, и отдельные кузовные решения отличались в зависимости от экземпляра. Но, как вы можете посудить – в общем, Спорт-900 обладал нетривиальной и изящной внешностью.
На данный момент известно о четырех сохранившихся экземплярах. Три из них хранятся в коллекции «Музея Авторевю». Причем, машины требуют реставрации. А четвертая находится в Московской области. Несмотря на широкий резонанс, который машины вызвали в советской прессе, они так и остались реализованной мечтой для шести автоконструкторов, которые четко осознавали ненужность подобной разработки отечественной промышленности.