Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Спорт-900. Спорткар из «Горбатого» Запорожца

ЗАЗ-965 стал первым малолитражным автомобилем СССР. Эта машинка стала герем анекдотов, обросла легендами, и прочно вошла в историю. Но мало кто знает, что на базе «Горбатого» было разработано полноценное купе. Не тудор, коим являлся 966 – а именно купе.

Идея собрать новый автомобиль на агрегатах «Запорожца» долго витала в застенках НАМИ. Но правительство в подобных экспериментах не было заинтересовано, посему, работа над проектом была инициативой дизайнеров и инженеров института. Так, за внешность автомобиля отвечали художники Э. Молчанов и Ф. Хайдуков. А конструктивную часть прорабатывали инженеры Игорь и Лев Дурнов. Всего, над машиной работал скромный коллектив в шесть специалистов. К слову, именно столько машин и выпустили – каждому по экземпляру.

Все шесть экземпляров, совсем недавно сошедшие со стапелей.
Все шесть экземпляров, совсем недавно сошедшие со стапелей.

По сути, это была абсолютная самоделка, которыми увлекались на каждой станции Юных Техников в СССР. Но профессиональный подход, и серьезная производственная база позволили реализовать машину на уровне мелкосерийного производства.

Спорт-900 являл собой малолитражное купе с посадочной формулой 2+2. Кузов основывался на лонжеронной раме из стальных труб, которая была объединена с пространственным каркасом. На это крепились кузовные панели из стеклопластика. Рациональная конструкция силовых элементов, и использование стеклопластики, позволили достичь веса кузова с рамой чуть тяжелее 100 килограмм. А в снаряженном виде купе было на 125 килограмм легче своего прародителя – «Горбатого». При этом, конструкторы не обошли вниманием безопасность – ее показатель был не ниже, чем у 965, чего удалось достичь продуманным расположением силовых элементов. Кроме того, крайние части кузова обладали сминаемыми зонами, которые гасили энергию удара.

Появление эффектного купе было нетипичным для советских дворов.
Появление эффектного купе было нетипичным для советских дворов.

Мотор с трансмиссией полностью повторял таковую на ЗАЗ-965, и достигал мощности в 23-27 сил (данные на каждом экземпляре рознились). Передняя подвеска – торсионная с продольными рычагами. А сзади установили качающиеся полуоси на пружинах. Как нетрудно догадаться, динамика «Спорт-900» была значительно выше, чем у запорожской машины. Сказывалась лучшая аэродинамика, и легкий кузов. А управляемость и устойчивость возросла за счет сниженного центра тяжести.

Открытка, посвященная самоделке.
Открытка, посвященная самоделке.

Внешность автомобиля отличалась не только от остальных самоделок, но и на порядок превзошла серийные аналоги, выпускаемые в СССР. Кузов имел клиновидную форму – сказывался габаритный мотор, установленный сзади. Это было нетипично, но эффективно. Аэродинамика машины была на высоте. Детали экстерьера, и отдельные кузовные решения отличались в зависимости от экземпляра. Но, как вы можете посудить – в общем, Спорт-900 обладал нетривиальной и изящной внешностью.

Один из образцов, пылящийся в музее.
Один из образцов, пылящийся в музее.

На данный момент известно о четырех сохранившихся экземплярах. Три из них хранятся в коллекции «Музея Авторевю». Причем, машины требуют реставрации. А четвертая находится в Московской области. Несмотря на широкий резонанс, который машины вызвали в советской прессе, они так и остались реализованной мечтой для шести автоконструкторов, которые четко осознавали ненужность подобной разработки отечественной промышленности.

Отстойник "Музея Авторевю"
Отстойник "Музея Авторевю"