Сейчас подопечных социального работника называют "Получатель социальных услуг" или ПСУ. Звучит ужасно, поэтому я почти всегда называю своих стариков подопечными или клиентами. О чем думают чиновники, когда вводят терминологию, неизвестно.
Напишу про себя. Я работаю в Москве. У меня сейчас 16 подопечных. Это немного, но и не мало. У некоторых социальных работников бывает и по 20 , и даже доходит до 30 человек (когда идет замена на время отпуска или больничного).
Многие думают, что если человек дожил до преклонного возраста, что он умный, вежливый, в общем, "белый и пушистый". Поверьте мне, это не так. Пожилые не меняют свой характер, если был склочником, таким и остался, был хамом, в старости все только обострилось.
Иногда по телевизору вижу ток-шоу, в которых показывают, что какая-то старушка осталась без жилья, или еще что-то подобное. Обычно люди в зале всегда почему-то жалеют старушку, и обрушиваются гневом на ее детей. Не спешите осуждать родственников "несчастной старушки". Мы не знаем, а она никогда не скажет правду, как она жила раньше, как относилась к своим детям, и почему она оказалась в такой ситуации. Старики очень хорошие актеры и манипуляторы.
Что такое тяжелый клиент? Это бабушка или дедушка, который имеет склочный характер, требует очень много услуг, неадекватно оценивает их выполнение, везде жалуется, хамит соцработнику, доводит его идиотскими требованиями до белого каления (чаще всего специально). Такие люди не состоят на учете у психиатра, но, чаще всего, это больные люди, которые не могут контролировать свое поведение. Таких в отделении очень мало.
Тяжелыми также являются клиенты с нормальным характером, но которым требуется очень много услуг. Это лежачие одинокие больные, которым нужен уход, кормление, санитарно-гигиенические услуги. Таких в отделении тоже немного.
Социальный работник не является сиделкой. У него другие обязанности. Поэтому к таким тяжелобольным родственникам все равно придется нанимать сиделку, или решать проблемы ухода своими силами. Социальный работник только оказывает помощь. Да, он будет обязан оказывать санитарно-гигиенические услуги, но не постоянно, а разово, в день своего планового посещения.
Социальный работник не может приходить к подопечному чаще двух-трех раз в неделю. Существуют нормы обслуживания, которые определены законом о социальном обслуживании. Например, доставка продуктов - 2 раза в неделю не более 4 кг, помощь в приготовлении пищи - 3 раза в неделю не более 15 минут.
У нас в отделении есть одна клиентка. Она лежачая, ей требуется помощь в кормлении, санитарно-гигиенические услуги (смена памперсов). У нее есть дочь, которая работает и не может оказывать эти услуги ежедневно по три раза в день. Денег на сиделку в семье нет. Проблему решили следующим образом. Утром и вечером, а также в выходные за ней ухаживает дочь. А в рабочие дни к ней ходят два социальных работника попеременно, готовят (разогревают) пищу, кормят, переодевают, меняют памперсы.
Основной наш клиент - это одинокопроживающие старики, которые могут сами обслужить себя, но не могут выйти из дома. И социальный работник помогает им решать вопросы, касающиеся доставки продуктов, лекарств, оплаты счетов, сопровождения в поликлинику. Почти у всех клиентов есть родственники, которые им помогают, просто живут далеко и не могут часто навещать.
Конечно, есть и одинокие старики, у которых нет родных. Но, по моим многолетним наблюдениям, все они имеют либо очень дальних родственников, либо друзей, либо еще кого-нибудь, кому небезразлична их судьба.
Подписывайтесь на мой канал и присылайте свои отзывы на почту social-worker@mail.ru