СМЗ-НАМИ-086 «Спутник». За этим длинным названием кроется эпоха, в которую космос казался как никогда близким. А новые автомобили – уж подавно. Так почему же не сделать что-то совершенно новое, красивое, и небывалое для отечественного автопрома? Как водится, не заладилось.
Одноименный проект был собственной инициативой группы инженеров НАМИ под руководством Б. Фиттермана. Их целью было создание автомобиля, проистекая из опыта использования С3А. Легендарная «инвалидка» в силу обстоятельств не только удовлетворяла потребности людей с ограниченными возможностями – она становилась просто транспортным средством для тех, кто не мог себе позволить «Запорожец». Так почему бы не сделать простейшее транспортное средство, которое было бы больше автомобилем, чем «мотопротезом»?
Детище НАМИ обладало интересным дизайном, вполне отвечающим духу времени. Более того, он был не просто утилитарным, а по-своему, красивым. Посадочная формула 2+2 позволяла увеличить количество пассажиров до трех. Это позволяли объемы приземистого купе на трубчатой раме. Изначально было разработано ручное управление, но возможность установки полноценных органов была заложена в конструкцию.
Мотор был более совершенным, чем в мотоколясках от СМЗ. Специально разработанный 0,5 литровый четырехтактник обладал мощностью в 18 сил и являл собой половинку от V4 ЗаЗ-965. Трансмиссия была, во многом, инновационной. Электромагнитное сцепление передавало момент посредством магнитного поля, создаваемого ферронаполнителями, а сам привод был автоматическим, что позволяло водителю лишь выбирать передачи – без манипуляций педалью сцепления.
Говоря об инновациях, стоит отметить рулевое управление – травмобезопасная колонка с карданным шарниром на рулевом валу была первой в советской практике. Подвеска повторяла таковую на СМЗ С3А, и автомобилях Порше – поперечные торсионы и продольные рычаги.
Но, несмотря на обилие инноваций, серийное производство «Спутнику» не светило. Сказалась дороговизна переоборудования СМЗ. Серпуховский завод не имел мощностей для сложной штамповки, что была необходима для проекта НАМИ. А переоборудование завода признали нерентабельным. Таким образом, «Спутник» пополнил список нереализованных идей советских автоконструкторов.