«Настоящие мужчины не плачут» (запрет на горе);
«Страх – признак слабости» (запрет на страх);
«Злиться на близких недопустимо» (запрет на злость);
«У меня никогда не получится быть успешным и радостным»
(запрет на радость).
Каждое чувство человеку зачем-то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства? Можно провести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.
В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам. Запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания на бессознательный уровень. А изменить бессознательное очень сложно.
Невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. Есть даже направление в медицине и психологии – психосоматика (от «психо» – душа и «сома» – тело), исследующее связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим (телесным) заболеванием.
Так, с психикой оказались тесно связаны (и это подтверждают исследования) бронхиальная астма, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, головная боль напряжения, головокружения, вегетососудистая дистония. Защищаясь от неприятных эмоций, психика облегчает себе задачу, выработав специальные механизмы психологической защиты.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Психологи описали несколько типичных инструментов психологической защиты.
Инструменты психологической защиты
Отрицание Подавление Рационализация Интеллектуализация Замещение
Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения — неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они и не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.
Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, прямо не влияют на поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.
Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после его совершения. Наиболее типичные приемы рационализации следующие:
● оправдание своей неспособности что-либо сделать
нежеланием это делать;
● оправдание совершенного нежелательного действия
«объективными» сложившимися обстоятельствами.
Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. Так, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название «формирование реакции».
Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных терминах.
Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Например, невозможность выразить недовольство шефу приводит к тому, что человек скандалит дома.
Если человек не обращает внимания на собственные
чувства, он не заметит и чувств окружающих, не
заметит, что кто-то расстроился, кто-то внутренне
ликует, кто-то еле сдерживает гнев. Со стороны он
воспринимается бездушным и холодным, не вызывает
доверия, а доверие – основа лидерства.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом – всегда хороший психолог, и ему проще «вскрыть» защиты, расшифровать «эмоциональный код» и распознать истинные эмоции и переживания, которые, возможно, сам подчиненный не осознает. И конечно же, человек с высоким эмоциональным интеллектом легко распознает попытки манипуляции и может им воспрепятствовать. Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоционального интеллекта.