Анализ по итогам сезона. Фото + видео
Около года назад я сделал ряд публикаций, в которых рассказал о новом, для рынка катеров нашей страны, материале – HDPE (Полиэтилен Низкого Давления). В тех публикациях я в общих чертах рассказал о некоторых особенностях и свойствах ПНД, а так же возможных перспективах его использования в производстве нового класса моторных лодок и катеров.
Прошёл сезон, мне довелось протестировать один из «рибов» (данная классификация может применяться с рядом оговорок), а так же наблюдать процесс создания новой модели и её конечный результат. На основе этого опыта у меня сложилось более целостное представление о тех возможных перспективах, которые ждут данный класс в нашей стране.
Некоторые близкие мне читатели, увидев фото и видео с моим участием, во время теста лодки ПНД – просили рассказать более подробно. Но я специально не спешил с выводами, желая получить больше информации и выступить с более взвешенным мнением. Время пришло.
Так ли хорош материал?
По заявлению производителя ПНД обладает целым комплексом свойств, которые ставят лодку на качественно новый уровень. Например: прочность, гидроскопичность, долговечность и устойчивость к механическому воздействию. Всё это, так или иначе, может оказывать положительное влияние на эксплуатацию лодки из такого материала. Всё это так, правда, большинство из перечисленного проверить не представляется возможным.
К примеру, как мы узнаем, сохранит ли материал свою форму и свойства через 10-20 или 25 лет? Для этого они должны пройти. Остаётся только верить. Прочность? Хорошо бы провести полноценный краштест. Но, возможности отечественного рынка не позволяют это сделать. В результате, можно лишь верить на слово, что с лодкой ничего не случится от удара о камни. Впрочем, в этом у меня есть большие сомнения. Равно, как и в вопросе ремонтопригодности. Особенно, если произойдёт изменение геометрии корпуса.
Однако точно можно сказать, что ПНД действительно устойчив к любому взаимодействию с окружающей средой. Которая в водно-моторном мире проявляется в виде «обрастания» корпуса ниже ватерлинии водорослями. Такой эффект негативно сказывается на корпусе, скоростных качествах лодки и эстетике. Что характерно, водоросли всё же могут покрывать корпус, но лишь в том случае, если лодка находится в статичном положении. Даже минимальное течение «смывает» их с корпуса. И это - несомненный плюс.
Впрочем, если ваш катер оказывается в воде лишь на время рыбалки – это вообще не является проблемой. Куда более важным, на мой взгляд, является тот факт, что материал действительно хорошо поглощает энергию волн. В результате чего движение по волне на больших скоростях оказывается более комфортным, чем в случае с пластиком или (тем более) алюминиевом корпусе. Напоминает хороший внедорожник с отличной подвеской. В этом я видел действительно серьёзный потенциал, который мог бы дать существенную фору в отношении с аналогами, произведёнными из традиционных материалов. Но, увы. На этом всё и заканчивается.
С практической точки зрения каких-то иных, заметных преимуществ, которые можно было бы отметить - нет. Остойчивость, динамичность, скоростные характеристики, выход на глиссирование и набор скорости. Всё в рамках усреднённых показателей данного класса.
Проблемы производства.
В одной из недавних статей я рассказывал о тех нюансах, которые могут ожидать покупателя, если приобретать лодку произведенную в России. Это и брак, и недочёты и ряд других особенностей. Но то речь шла о давно изученных материалах, отработанных технологиях производства. Опыте и понимании процессов. ПНД в этом смысле – совершенно другой материал и требует другого к себе отношения. Производство лодки из этого материала несравнимо более трудоёмкий и долгий процесс. Особенно, учитывая отсутствие должного опыта. Как итог, и процесс создания лодки длится дольше. Но даже не это главное. Один из производителей, который решил попробовать себя в производстве ПНД лодок, за сезон сумел спустить на воду лишь две лодки. И каждая из них, фактически, являлась полуфабрикатом в части начинки. Но если начинку можно и поменять, дополнить опциями, добавить хорошую консоль, приборы и тд… то вот с корпусом уже ничего не сделать.
И в обоих случаях на лицо просчёты и ошибки производителя. В первом случае ошибки в обводах корпуса привели к возникновению брызг. Причем, этот эффект ни как не связан с размером или характером волнения на водоёме. Получить добрую порцию забортной водички можно и на достаточно гладкой воде. Кроме того, лодка в этот момент здорово теряет скорость, как бы цепляясь за воду. В результате общий ход неравномерный, увеличивается нагрузка на двигатель, растёт расход топлива. Как итог, такая лодка не может считаться серийной, а особенности производства не позволяют легко исправить проблему. Во всяком случае, производитель вместо доведения до ума этой модели, принялся за создание новой. Но и она вышла не слишком удачной.
Внешний вид опустим. Это вопрос личных предпочтений. Здесь куда важнее ходовые качества. Как видно на видео: лодка двигается с заметным креном на корму, хотя основная нагрузка смещена в носовую часть. Это само по себе не правильно и создаёт визуальный эффект «перегруза». Словно лодке тяжело идти. Возможно, проблема в обводах корпуса, может быть в балансе балласта и развесовки. В любом случае, и эта модель не может считаться успешной и едва ли заинтересует кого-то, кто хоть что-то понимает в глиссирующих катерах.
Как видно на видео, три человека находятся в носовой части, шкипер управляет в центральной. Кормовой кокпит остаётся пустым, но при этом очевиден кормовой дифферент. (видео с официальной страницы производителя)
Каковы перспективы?
Для меня, очевидно, что говорить о серийном выпуске хоть сколько-нибудь качественной HDPE лодки в обозримом будущем – невозможно. На сегодня это может быть под силу крупному производителю, обладающему достаточным количеством ресурсов. Однако в этом случае встаёт вопрос: зачем? На данном этапе нет каких-то очевидных и кратных преимуществ у материала HDPE. А те, что есть - нивелируются устоявшимися взглядами покупателей лодок и сложностями в производстве. Второй фактор так же влияет и на конечную стоимость продукции.
Если взглянуть на рынок катеров в целом, то стремления его лидеров направлены на увеличение функционала своей продукции. Максимальным насыщением опциями, предоставлением более широких возможностей использования владельцу. Никто не занимается экспериментами с материалами и это вполне понятно.
Моя лёгкая эйфория, которую я поймал, узнав о HDPE быстро отлетела, после близкого знакомства и продукцией и технологией производства. На основании этого я и пришёл к такому выводу. Ну а те лодки, которые, вероятно, будут появляться время от времени, скорее всего, будут родом из небольших производств, которые вынуждены прибегать к авантюрам, дабы хоть как-то удержаться на плаву. И наверняка будут сочетать в себе массу недочётов и откровенного брака. Именно по этому, я бы не рекомендовал рассматривать в ближайшие несколько лет лодку из материала HDPE, произведённую в России.
Dmitry Matveev // ItodorTV (c) 2018 г. фото и видео автора и из открытых источников