Найти тему
ItodorTV

ПЕРСПЕКТИВЫ ЛОДОК HDPE.

Анализ по итогам сезона. Фото + видео

Первое впечатление было приятным, но эйфория быстро прошла.
Первое впечатление было приятным, но эйфория быстро прошла.

Около года назад я сделал ряд публикаций, в которых рассказал о новом, для рынка катеров нашей страны, материале – HDPE (Полиэтилен Низкого Давления). В тех публикациях я в общих чертах рассказал о некоторых особенностях и свойствах ПНД, а так же возможных перспективах его использования в производстве нового класса моторных лодок и катеров.

Прошёл сезон, мне довелось протестировать один из «рибов» (данная классификация может применяться с рядом оговорок), а так же наблюдать процесс создания новой модели и её конечный результат. На основе этого опыта у меня сложилось более целостное представление о тех возможных перспективах, которые ждут данный класс в нашей стране.
Некоторые близкие мне читатели, увидев фото и видео с моим участием, во время теста лодки ПНД – просили рассказать более подробно. Но я специально не спешил с выводами, желая получить больше информации и выступить с более взвешенным мнением. Время пришло.

Кому-то может показаться, что баллоны у этой лодки надувные, как у классического риба. Но это не так. Она полностью сделана из HDPE, за исключением консоли.
Кому-то может показаться, что баллоны у этой лодки надувные, как у классического риба. Но это не так. Она полностью сделана из HDPE, за исключением консоли.

Так ли хорош материал?

По заявлению производителя ПНД обладает целым комплексом свойств, которые ставят лодку на качественно новый уровень. Например: прочность, гидроскопичность, долговечность и устойчивость к механическому воздействию. Всё это, так или иначе, может оказывать положительное влияние на эксплуатацию лодки из такого материала. Всё это так, правда, большинство из перечисленного проверить не представляется возможным.
К примеру, как мы узнаем, сохранит ли материал свою форму и свойства через 10-20 или 25 лет? Для этого они должны пройти. Остаётся только верить. Прочность? Хорошо бы провести полноценный краштест. Но, возможности отечественного рынка не позволяют это сделать. В результате, можно лишь верить на слово, что с лодкой ничего не случится от удара о камни. Впрочем, в этом у меня есть большие сомнения. Равно, как и в вопросе ремонтопригодности. Особенно, если произойдёт изменение геометрии корпуса.
Однако точно можно сказать, что ПНД действительно устойчив к любому взаимодействию с окружающей средой. Которая в водно-моторном мире проявляется в виде «обрастания» корпуса ниже ватерлинии водорослями. Такой эффект негативно сказывается на корпусе, скоростных качествах лодки и эстетике. Что характерно, водоросли всё же могут покрывать корпус, но лишь в том случае, если лодка находится в статичном положении. Даже минимальное течение «смывает» их с корпуса. И это - несомненный плюс.

Брызги летят не только по сторонам, но и в кокпит.
Брызги летят не только по сторонам, но и в кокпит.

Впрочем, если ваш катер оказывается в воде лишь на время рыбалки – это вообще не является проблемой. Куда более важным, на мой взгляд, является тот факт, что материал действительно хорошо поглощает энергию волн. В результате чего движение по волне на больших скоростях оказывается более комфортным, чем в случае с пластиком или (тем более) алюминиевом корпусе. Напоминает хороший внедорожник с отличной подвеской. В этом я видел действительно серьёзный потенциал, который мог бы дать существенную фору в отношении с аналогами, произведёнными из традиционных материалов. Но, увы. На этом всё и заканчивается.

Сегодня ни один крупный производитель лодок не занимается производством ПНД-рибов
Сегодня ни один крупный производитель лодок не занимается производством ПНД-рибов

С практической точки зрения каких-то иных, заметных преимуществ, которые можно было бы отметить - нет. Остойчивость, динамичность, скоростные характеристики, выход на глиссирование и набор скорости. Всё в рамках усреднённых показателей данного класса.

Проблемы производства.
В одной из недавних статей я рассказывал о тех нюансах, которые могут ожидать покупателя, если приобретать лодку произведенную в России. Это и брак, и недочёты и ряд других особенностей. Но то речь шла о давно изученных материалах, отработанных технологиях производства. Опыте и понимании процессов. ПНД в этом смысле – совершенно другой материал и требует другого к себе отношения. Производство лодки из этого материала несравнимо более трудоёмкий и долгий процесс. Особенно, учитывая отсутствие должного опыта. Как итог, и процесс создания лодки длится дольше. Но даже не это главное. Один из производителей, который решил попробовать себя в производстве ПНД лодок, за сезон сумел спустить на воду лишь две лодки. И каждая из них, фактически, являлась полуфабрикатом в части начинки. Но если начинку можно и поменять, дополнить опциями, добавить хорошую консоль, приборы и тд… то вот с корпусом уже ничего не сделать.

И в обоих случаях на лицо просчёты и ошибки производителя. В первом случае ошибки в обводах корпуса привели к возникновению брызг. Причем, этот эффект ни как не связан с размером или характером волнения на водоёме. Получить добрую порцию забортной водички можно и на достаточно гладкой воде. Кроме того, лодка в этот момент здорово теряет скорость, как бы цепляясь за воду. В результате общий ход неравномерный, увеличивается нагрузка на двигатель, растёт расход топлива. Как итог, такая лодка не может считаться серийной, а особенности производства не позволяют легко исправить проблему. Во всяком случае, производитель вместо доведения до ума этой модели, принялся за создание новой. Но и она вышла не слишком удачной.

Внешний вид опустим. Это вопрос личных предпочтений. Здесь куда важнее ходовые качества. Как видно на видео: лодка двигается с заметным креном на корму, хотя основная нагрузка смещена в носовую часть. Это само по себе не правильно и создаёт визуальный эффект «перегруза». Словно лодке тяжело идти. Возможно, проблема в обводах корпуса, может быть в балансе балласта и развесовки. В любом случае, и эта модель не может считаться успешной и едва ли заинтересует кого-то, кто хоть что-то понимает в глиссирующих катерах.

Как видно на видео, три человека находятся в носовой части, шкипер управляет в центральной. Кормовой кокпит остаётся пустым, но при этом очевиден кормовой дифферент. (видео с официальной страницы производителя)

Каковы перспективы?
Для меня, очевидно, что говорить о серийном выпуске хоть сколько-нибудь качественной HDPE лодки в обозримом будущем – невозможно. На сегодня это может быть под силу крупному производителю, обладающему достаточным количеством ресурсов. Однако в этом случае встаёт вопрос: зачем? На данном этапе нет каких-то очевидных и кратных преимуществ у материала HDPE. А те, что есть - нивелируются устоявшимися взглядами покупателей лодок и сложностями в производстве. Второй фактор так же влияет и на конечную стоимость продукции.
Если взглянуть на рынок катеров в целом, то стремления его лидеров направлены на увеличение функционала своей продукции. Максимальным насыщением опциями, предоставлением более широких возможностей использования владельцу. Никто не занимается экспериментами с материалами и это вполне понятно.
Моя лёгкая эйфория, которую я поймал, узнав о HDPE быстро отлетела, после близкого знакомства и продукцией и технологией производства. На основании этого я и пришёл к такому выводу. Ну а те лодки, которые, вероятно, будут появляться время от времени, скорее всего, будут родом из небольших производств, которые вынуждены прибегать к авантюрам, дабы хоть как-то удержаться на плаву. И наверняка будут сочетать в себе массу недочётов и откровенного брака. Именно по этому, я бы не рекомендовал рассматривать в ближайшие несколько лет лодку из материала HDPE, произведённую в России.

Dmitry Matveev // ItodorTV (c) 2018 г. фото и видео автора и из открытых источников

-5