Великий Учитель Морихэй Уэсиба говорил: «Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небо — там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться». Это высказывание точно подходит к йоге. Ты можешь заниматься ей где угодно, в каком угодно положении, с кем угодно и когда угодно. Универсальное искусство доступное каждому. Никаких ограничений, все упражнения адаптируются, высокий оздоравливающий эффект и достаточно быстрый результат. Всё, что от тебя требуется это желание тренироваться.
Особенность этой тренировки в том, что она не начинается и не заканчивается, она постоянно длится. Каждое мгновение ты оттачиваешь владение собой, пока идешь на работу или едешь в трамвае, читаешь, даже когда спишь. С каждым разом ты переступаешь через себя «одного», чтобы стать «другим». И каждое новое упражнение, новая книга, новая работа открывают перед тобой огромное поле саморазвития, в котором ты становишься опытнее, настойчивее, грамотнее. Чем выше поднимаешься, тем шире горизонт. Чем больше неизученного, тем сильнее интерес. Сознание начинает меняться. Проще относишься к жизни т.к. от любой ситуации (и отрицательной, в том числе) можешь получить пользу. Твои действия становятся осмысленнее и четче. Эта работа над собой, которая превращается в образ жизни, согласно древнему высказыванию: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Проблема в том, что йога сильно ушла от истоков и утвердилась видимость определенной элитарности. Современная йога – это капитализм. Если раньше индийским йогам для занятия хватало дырявой тряпочки на земле, а то и без неё обходились, то теперь йога это хорошо развитая индустрия (коврики, носки, майки, штаны, инвентарь, антураж и т.д.). То, что древний, бомжеватый, бородатый йогин называл «Майя (иллюзия)!», ложится в основу современных представлений о йоге. Но дело ни в коврике, ни в специальной музыке или зеркалах в зале, дело в самом занимающемся. Поэтому поистине, там, где ты стоишь, идеальное место для тренировок независимо от того, где ты сейчас находишься.
Также распространилось предубеждение, что настоящая йога преподается на её исторической родине. Некоторые думают, что сознание изменяют не тренировки и труд, а посещение священного места и едут «туда, где нас нет». В Индию, в ашрамы, к мудрым учителям и, как писал Михаил Жванецкий, несут своё безобразие из одного места в другое, а потом возвращаются скорее не просвещёнными, а загоревше-высокомерными. Это тоже стереотип, который останавливает начинающих.
Тебе может попасться плохой учитель по йоге в Урюпинске, у тебя может быть носок с дыркой, капать с потолка, кочевать пылевые кучки по полу, бесшабашная соседка за стенкой (нецензурно выражающая любовь к своим домочадцам), начальник с «дефицитом внимания» и при всех условиях ты вполне можешь заниматься йогой. Более того, скорее именно в «этих условиях» ты получишь больше опыта, нежели в месте коммерческой мудрости на Гоа, где три индианки под звуки гонга будут делать тебе «исцеляющий» массаж листьями кустарника Годжи.