Друзья, я давно не писал ничего толкового. Дабы компенсировать этот момент, был написан этот пост, однако написан он был не мной, а моей спутницей, вместе с которой мы совершили поездку в Черноусово. Надеюсь, вам понравится! Итак, передаю слово ей:
Я очень хотела написать эту статью. Поездка удалась как нельзя лучше, эмоции у каждого участника движухи просто зашкаливают, поэтому, возможно, для полного восприятия происшедшего больше всего подойдёт именно женская эмоциональность. Саня обработает сырой материал и удалит то, что посчитает лишним, а фото придаст всему описанию законченность. Итак, к делу.
К событию этому мы готовились задолго до начала лета, не столько даже в плане снаряжения, а больше всего хотели словить впечатлений. Предполагалось у всех целых три нерабочих дня, и их хотелось провести максимально насыщенно и с пользой. Планы, в общем и в целом, были такие: поездка в Черноусово и Автострада в Туле 12июня. От нас зависело далеко не всё, в общем, даже довольно немного. Огорчала затяжная испортившаяся с начала месяца погода. Нужен был материал для выпуска, фотографии нужно было выкладывать в группу, да и в конце концов просто ходить и осматривать всё желательно по хорошей погоде, по крайней мере хоть без дождя. Да чего там, мы даже точно не знали до последнего момента, на сколько дней уедем из дома, на какие конкретно куда, каким составом, где кто будет есть и спать. Не всё вышло по-нашему, но об этом расскажу в своё время.
На мне была почти исключительно бытовая, "бабская" задача: прикинуть, чтобы команда была снаряжена чашками, ложками, едой на полтора дня (не хотелось лишний раз останавливаться "не по делу" — за продуктами или сидеть в пригородной столовке), проверить документы, спальные принадлежности ну и подобные мелочи. Саня накануне собирал подвеску Желтого, удостоверился в исправности нашего Снежка, (Москвич 2137) подтянул то, что там было нужно, захватил необходимую технику.
Была пятница, "контрольная проверка" производилась после работы, утренний подъём планировался на 5 утра, отбой свершился далеко за полночь.
С утра было тяжко…
Очень.
Два сонных человека и одна кошка нервно бродили по дому. Мы в очередной раз сгребли всё в кучу, пересмотрели необходимые вещи и документы на предмет наличия, постепенно перетащили всё в багажник и, наконец, тронулись.
И только тогда, когда хлопнула дверь машины и щелкнул замок ремня безопасности, пришло осознание того, что наши выходные наступили и мир приключений открывает нам свои двери. По дороге мы захватили нашего друга Тёмку и начали держать путь в Черноусово через Тулу. Было пасмурно, почти всё время накрапывал дождь. Я "подрабатывала" оператором, как могла, но мешали капли дождя и усердно работавшие дворники. Хотелось запечатлеть всё вокруг: дорогу, природу, проезжавший транспорт. Что-то снимал Саня на свою экшн-камеру. Атмосферности добавляла игравшая в салоне музыка. Мы то оживлённо болтали и комментировали происходившее, то молча переваривали мысли в голове. Особенно хочу отметить дороги в городе Венёв. Это отдельная тема. Вот говорят, что в России две проблемы: дураки и дороги. Ничего не могу сказать про первую, но вот вторая проблема доведена до предела и набрала масштабы эпидемии. До сих пор Снежок двигался весело и бодренько, спокойно переваливал сотенку, но вот Венёв мы пересекали со скоростью 6-15 км/ч!(!). Чувства сменяли друг друга: и удивление, и непонимание, как вообще здесь перемещается народ, (кстати, местные как раз приспособились и ездили весьма шустро, видимо, досконально знали каждую кочку и впадину на протяжении всего города и умело их объезжали) и жалость к Снежку — просто кровью сердце обливалось. Единственный реально хороший участок дороги в городе — недавно построенный мост. Там жители, должно быть, чувствуют себя белыми людьми и мостом гордятся. К нему никаких нареканий. Перед стеллой на въезде в Тульскую область мы сделали остановку и наснимали традиционных фоточек.
Обычно в дороге я не сплю, а болтаю с Саней, но тут меня что-то сморило, и я задремала с чистой совестью, предоставив Тёмычу отвлекать Саню от сна в дороге.
Когда я открыла глаза, то увидела, что мы стоим на обочине возле разрушенного "сельпо", Саня с Тёмкой болтают на улице с другими парнями (я знала только половину из них, Саня — чуть больше), на другой стороне дороги — два 403-х москвича (ремарка, Тема обронил фразу:" Не шарящий человек их и не отличит", из чего я, во-первых, смекнула, что я и есть этот "не шарящий", а, во-вторых, одна из машин — не 403, а " очень-очень-очень похожая", потому что одна из них Точно была 403-й москвич ). Мимо проезжали люди и сворачивали шеи, глядя на всю нашу авто-компашку. Балдею от этого чувства:))
Приехала неожиданно для всех серая Победа. Таким образом, нас собралось 9 человек и мы держали совет, как нам быть. До Черноусово было километров 15 от того места, причём, последние 5 км — простая русская деревня, а целый день шёл дождь. Это означало только одно: вероятность завязнуть там по самые фары в грязи составляла процентов 99, а оставшийся процент приходился на "завязнуть по крышу". Мы решили оставить транспорт на дороге и остаток самой жести пройти пешком.
Ну, что сказать, о машинах мы подумали и завязнуть им не желали. Но вот как мы сами будем ползти до места назначения по грязи, мы как-то не подумали. Совсем не подумали. Вообще не подумали. На мне были фиолетовые кеды (самое главное, чтоб ходить легко и не заморачиваться), Саня и Тёмыч были обуты в новые кроссы. По приезде к пункту " а-ля — дальше не проедешь", мы поняли, что всей нашей обуви суждено погрязнуть в местном почвенном слое. С этим пришлось смириться, ибо совершенно никакой сменной обуви было не найти. Дул сильный ветер, накрапывал дождь, я соорудила из шарфа у себя на голове чалму, чтоб не надуло уши и не очень сильно намочило волосы, накинула на плечи рюкзак и с готовностью двинулась в путь. Парни захватили с собой необходимую технику. Надо заметить, что некоторые подготовились гораздо лучше нас и переобулись в высокие резиновые сапоги. Зависть — чувство глупо-бесполезное. Пообещав себе, что впредь надо быть продуманней и умнее, я пыталась выбирать наиболее "негрязные" участки дороги. Через секунд 20 я поняла, что это совершенно бесполезно. Мы все это поняли. Следить надо было за тем, чтобы на этой смеси глины, грязи, травы, камушков и дождя не поскользнуться и не шмякнуться лицом вниз (у меня талант падать исключительно плашмя — не на колени, не боком как-то, а либо "всем передом", либо "всем задом"). Парни закатили брюки по колено, но и это было бесполезно, высокая совершенно мокрая трава намочила ноги гораздо выше колена. Идти приходилось вверх, я постепенно вышла впереди планеты всей, оторвалась от ребят и вдруг меня охватило странное чувство. Не знаю почему, но во всем этом пасмуре, в совершенно мокрых и грязных кедах, в странном намотанном куколе на голове, с полным рюкзаком за плечами, я ощутила себя настолько далёкой от цивилизации — именно той неприятной цивилизации, которая опутала тебя с головы до ног Обязанностями, Ответственностью, Суетой, от которых уже не знаешь, куда деться. Здесь я на какое-то время совершенно забыла, что где-то меня ждёт работа, дорога в метро, толкучка, необходимость платить квартплату и прочая бытовуха. Здесь и сейчас, ты один на один с собой и природой, вот такой вот, какая она есть, в довольно неопрятном своём виде. Это чувство, наверное, и зовётся Свободой.
Таким образом мы прошли около двух с половиной километра. Наконец, взорам нашим открылось Оно — поле с машинами. Бывалый товарищ с нами, часто посещавший эти места, пошёл в дом вызывать хозяина, Михаила Юрьевича Красинца. Через полминуты они, обнимавшиеся, вышли к нам на крыльцо. С Саней мы тут впервые, нас никто лично не знал, и мы тоже никого не знали. На крыльцо вышла жена Михаила Юрьевича, тоже очень обрадовавшаяся "пришельцам".
Надо сказать, с особой теплотой мы с Саней сейчас вспоминаем, с каким радушием нас встретили эти люди. Жена Красинца, поглядев на нас троих, на нашу весьма угрюмую обувь, всплеснула руками, разахалась, какие мы все "худенькие и мокренькие", велела " скидовать мокрую одежу". Через пару минут нас обмундировали чистыми сухими носками, резиновыми сапогами, мне дали теплую куртку. Нашу мокрую обувь унесли "хоть немного просохнуть". Марина Алексеевна Красинец задала пару вопросов, стрельнула у нас сигаретку и отпустила осматривать музей.
У меня была здесь определенная роль: помимо просто эстетического наслаждения, получаемого в процессе " брожения" по этим местам, я должна была ещё и запечатлевать здесь всё, что можно, на память. И я, собственно, с удовольствием принялась за дело. Ну, ещё бы, с внезапно сухими и согревшимися ногами идти было несравнимо веселее!:)
По поводу музея в Черноусово написали уже столько статей, писали люди, знающие историю этих автомобилей, знающие все их винтики-гаечки, что я просто даже не берусь добавлять сухие фразы о том, что где стоит. Я смотрела на все эти машины незамыленным взглядом москвичиста-новичка, искренне влюбленного и беззаветно восхищающегося детищами АЗЛК. Я, как ребёнок, верю, что эти машинки имеют свой характер, своё настроение, свой нрав. Все эти качества, пожалуй, составляют Душу машины. Я ходила по этим рядам и пыталась определить, какое у каждого "жителя" настроение. Условно я поделила для себя автомобили на две части: если повернуться к дому спиной, то слева стояли машинки более-менее пригодные для реставрации, ну или, по крайней мере, сохранившие относительную целостность основных форм. А вот на задах правой условной половины поля стояла, откровенно говоря, "печаль глубокая". Машины погорели и частично развалились, а потом со временем поросли высокой травой. Честное слово, когда я подошла к этим "музейным экспонатам", у меня появилось ощущение, будто я оказалась на кладбище очень дальних родственников, когда пришёл не поплакать о ком-то очень-очень близком, а просто прибрать могилку и подумать о смысле жизни… В каком-то смысле, эта моя мысль не является абсурдом, ведь более чем вероятно, что поколение людей, следующее за нами, сможет увидеть каких-то представителей этого музея только на фотографиях, а у меня они останутся на чердаке памяти, я могу потрогать их грустные останки рукой, даже пройти в салон (трижды благословляю высокие резиновые сапоги, плотные брюки и куртку, позволившие пробраться сквозь заросли крапивы, растущей прямо из дна машины). Ощущения непередаваемые. Я могла бы пойти в группу Михаила Юрьевича и послушать его истории об экспонатах, но мне почему-то захотелось сначала составить исключительно своё мнение обо всем увиденном.
Наконец, я пересеклась с Саней. Мы наснимали кусочки материала для нового выпуска. Был очень сильный ветер, он ужасно портил нам звук, но в общем и целом мы удовлетворились снятым. Дождь усилился, ребята захотели потихоньку возвращаться обратно. Красинец сказал, что отвезет нас до спуска на машине. Всем разместиться там не было возможности, люди вывозились группками. Мы с Сашей и Тёмой попали в последнюю. Спасаясь от дождя, мы уселись в РАФик.
Блин.
Шикарная машина!:)
Нет, это целый дом на колёсах.
В этой машине пахло той "хорошей" сыростью, напоминавшей атмосферу шалашей в моём детстве. Мягкий набивной потолок, шторочки на окнах, удобные сиденья, столик, на котором стояли заботливо приготовленные для нас Мариной Алексеевной чашки, чайник с кипятком, хлеб, колбаса, сыр, маринованные грибочки. Тема уселся смотреть альбом с фотографиями. Не знаю уж, как там ребята, но меня безумно порадовала возможность попить горячего чайку. Я с тоской думала о том, что скоро придётся засовывать свои ноги снова в мокрые холодные кеды (в то, что они высохли, я ни разу не верила).Я от души была благодарна этим простым добрым людям. Тема достал одну сигарету и сунул её за ухо, остальную пачку отдал Марине Алексеевне. Та выразила полнейшее счастье. Нас довезли на ниве до самого спуска, нам осталось пройти около трети от прошлого пути. Да, переобуваться пришлось в совершенно мокрую обувь. В конце концов, мы добрались до машины (ребята, возвратившиеся ранее, не уехали, а ждали нашего прихода). Мы все вместе двинулись обратно в Тулу, ночевать мы хотели где-то там (пока что понятия не имели, где конкретно, знали только, что "где-то в Туле и в салоне Снежка). Мы стали постепенно разделяться с ребятами, каждый поехал в свою сторону, мы же по-простому отправились на территорию Тульского кремля, где завтра должно было состояться наше долгожданное мероприятие с целью узнать, нельзя ли разместиться на ночь прямо там и прямо сейчас. Там нам посоветовали поехать за шесть километров от кремля, где была хорошая охраняемая стоянка по 100 рублей за ночь, где нам пообещали " много наших". Туда мы и двинулись.
Стоянка оказалась хорошей, большой и там реально было "много наших". Мы были в полнейшем восторге от происходящего. По периметру стояло несколько десятков будущих представителей завтрашней выставки, стояли тенты, устанавливалась палатка, жарились шашлыки, играла музыка, собиралась компания…
Тёмыч на тот момент выглядел беспредельно счастливым. Он выбежал из машины с восклицаниями, что " это лучший день в его жизни". Вечерело, мы с Сашей стали раскладывать багажник и готовить лежбище. На всякий случай, "если будет очень холодно", мы захватили целых 4 одеяла, но совсем забыли про подушки. В результате постель стелили так: два отдела " под низ", одно под голову вместо подушек, и одним уже накрывались. Что могу сказать: роста я не самого маленького, но спать в Снежке было очень удобно. Положим, вытянуть ножки на всю Ивановскую не получалось ни у меня, ни тем более у Сани, но и скрюченным наше положение ну никак нельзя было назвать. Тёмычу повезло меньше: ночью дождь совсем усилился, разложить взятую им с собой палатку не было никакой возможности, поэтому ему пришлось спать на передних сиденьях в спальном мешке. ( Утром он признался, что проснувшись как-то ночью понял, что ноги онемели, потому что оказались передавленными рулём).
А в целом всё прошло чудесно, с романтикой беззаботной молодости. Засыпая под шум крупных капель дождя, стучащих по крыше машины, под голоса ребят вокруг, под гитару, где-то в Туле, на автостоянке, накануне Дня России, предварительно отметив с Сашей успешное окончание прекрасного дня стаканчиком приятного вина, я чувствовала такое счастье, которое редко когда испытывала в жизни.