Найти тему
Валерий Грачиков

Два удивительных Маршала

В истории англо-французского рыцарства важное место занимают два человека. Они принадлежали к одной семье, более того, были отцом и сыном. Об их подвигах пели менестрели и даже была сочинена поэма. Их почитали почти что наравне с рыцарями Круглого стола. А сын так даже приложил вместе с Симоном де Монфором руку к созданию английской конституции и парламента, став одним из гарантов Великой Хартии Вольностей.

Звали этих рыцарей Жан ле Марешаль (Джон Маршал) и Гийом ле Марешаль (Уильям Маршал). И хотя в истории они остались как подданные английского короля, правильно называть их на французский лад, так как на языке англосаксов они не говорили вообще, а писали и говорили только на французском.

Маршалами их называли не просто так, а по делу. Отец Жана получил титул маршала Англии от короля Англии Генриха I. В дальнейшем род сохранял эту должность в течение трех поколений.

В 1135 году, после смерти Генриха I королем Англии стал внук Вильгельма I Стефан Блуасский. Но с завещанием Генриха были определенные сложности, поэтому часть баронов поддержали не Стефана, а дочь Генриха – Матильду, которая некоторое время успела побыть императрицей Священной Римской империи. В числе тех, кто бунтовал против короля и поддерживал Матильду был и Жан ле Марешаль. Вообще, значительная часть царствования Стефана была, по сути, длинной гражданской войной. Для того, чтобы хоть как-то замирить бунтующих баронов, Стефан стал брать в заложники их старших сыновей.

Но помогало это мало. Жан ле Марешаль отдал Гийома в заложники королю, а через три месяца начал новый мятеж. На тот момент будущему графу Пембруку и гаранту Хартии Вольностей было пять лет. Кода королевское войско подошло к замку, где находился Жан, королевский глашатай сообщил, что если бунт не будет прекращен, сына вернут отцу с помощью требюше (а это было серьезное метательное орудие, которым разрушали стены с помощью больших камней).

В ответ на это Жан вышел на стены замка вместе с женой Сибиллой, которая была матерью Гийома и заявил посланнику, что король может делать с мальчишкой все, что ему угодно, у него есть молот и наковальня, чтобы наделать новых детей. Ну и потом они еще и, скажем так, помочились на герольда. Стоит отметить, что потом это событие будет описываться в рыцарской песне о подвиге, обучая молодежь правильному поведению.

Во всей истории самым нормальным оказался король Стефан. Узнав, как ведут себя высокородные противники, он не стал пуляться ребенком из требюше, а приказал ломать ворота. К вечеру ворота сломали, Жана ле Марешаля выгнали с женой из замка, а их сын Гийом так и был оставлен для воспитания при королевском дворе.

Такими были в то время нравы благородного рыцарства. И так проходило детство будущего первого графа Пемброка, победителя и зачинщика многих рыцарских турниров, верного слуги короля, гаранта Великой Хартии Вольностей, а в конце жизни еще и регента Англии Гийома ле Марешаля.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц