Привет.
Продолжаем изучать курс «Learning How to Learn».
И сразу — о неприятном.
Прокрастинация.
Пр. Пркр. Прокрсти.
Про-крас-ти-на-ци-я.
Прокрастинация.
Механизм прост: когда вы размышляете о вещах, которыми заниматься не хочется (готовить отчёт, делать холодные звонки, писать пост в блог ( ͡° ͜ʖ ͡°)),вы активируете те области мозга, которые связаны с болью.
А конкретно — островковую долю (insular cortex).
И мозг — не удивительно! — ищет возможность пректатить боль.
Как? Переключив ваше внимание на что-то ещё.
Шаги примерно такие:
- Вы видите задачу, которая грозит принести дискомфорт. Она вам не нравится.
- Чтобы убрать нежелательное неприятное ощущение, вы переносите своё повеждение на более приятное задание.
- В результате вы чувствуете себя счастливым — но лишь ненадолго.
Что нужно сделать, чтобы это "ненадолго" превратить в "долго и постоянно"? Как показывает практика, достаточно перескочить через первичный барьер нежелания, и вот уже спустя считанные минуты дело, которое поначалу казалось болезненным, будет приносить удовольствие.
Проверено!
Как приучить себя к такому подходу? Например, с помощью знакомой многим методики POMODORO.
Всё просто: ставите таймер на 25 минут.
И в течение этих 25 минут работаете только над одной задачей, не отвлекаясь ни на что. После 25 минут работы — отдых!
Дальше — по новой.
Прямо сейчас я этой методикой не пользуюсь, однако на определённом этапе она мне очень помогла. Причём через приложение BeFocused (бесплатное).
BeFocused для iOS: https://itunes.apple.com/us/app/be-focused-focus-timer-goal-tracker-for-work/id973130201?mt=8
Для владельцев Android могу предложить Forest (говорят, помогает крепче Тантум Верде Форте).
PRACTICE MAKES PERF... PERMANENT?
Небольшое отступление: если вы не хотите дожидаться отдельных постов про обучение, можете заценить книжку одного из авторов курса «Learning How to Learn» — Барбары Оакли.
Книга вышла на русском языке у «Альпины» и называется «Думай как математик»:
Правда, соответствие наблюдается лишь между первыми главами и первыми неделями курса, однако книга вроде неплохая — смело обратите на неё внимание, если желаете закрепить ту инфу, которую почерпнёте из статьи.
Так вот, эта самая Барбара Оакли и в книжке, и в курсе делится своей историей: как изучала языки (в том числе и русский!); как подалась в армию по языковой специальность; и как до 26 лет считала себя 100% гуманитарием. А потом бросила себе же вызов: тварь ли я дрожащая, иль овладеть математикой сумею? И ничего. Справилась. Одолела "математешу", обнаружив несколько удобных приёмов по прокачке технических десциплин.
И один из ключевых приёмов — это осознание простого факта:
Почему технические дисциплины — математика, физика, химия — многим даются так тяжело?Да потому, что, как правило, изучаемые в них абстрактные концепции трудно соотнести с объектами из реальной жизни.
Ладно, если речь про сложение и вычитание — можно как-то показать яблоками и сходу всё это представить, то с производной, или же с атомарной теорией, или даже с законами Ньютона (пускай бы и в точных, но таких трудно-воспринимаемых формулировках) всё уже сложнее.
При этом я не говорю, что из-за трудности соотнесения абстракций изучить математику невозможно. Отнюдь! Просто следует, во-первых, больше находить как можно больше материальных аналогов в реальном мире (впрочем, здесь создатели учебников стараются, как могут — вспомним «Из пункта A в пункт Б выехала легковая машина со скоростью 60 км/ч...»).
Но есть и во-вторых:
на изучение сложных (читай — 'абстрактных') дисциплин надо отводить себе больше времени.
Причём не отвлечённые "да, надо больше времени в целом на это тратить", а "ЛЮБОЕ ПРИМЕРНОЕ ВРЕМЯ, ЗА КОТОРОЕ, КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ВЫ ИЗУЧИТЕ КОНЦЕПЦИЮ N, СМЕЛО УМНОЖАЙТЕ НА ПОЛТОРА, А ТО И НА ДВА".
Чем более абстрактны идеи, над которыми вы размышляете, тем важнее практиковаться, чтобы запомнить их. Ибо если вы реально хотите разобраться в вопросе — вот прям желаете, чтобы он попал в долговременную память — будьте готовы повторять.
А вот и научное объяснение подъехало: нейроны, которые активируются вместе, формируют связи.
После одно единственного раза — да, нейронная связь образовалась, но она очень слаба. И если ты можешь целиком задачу выполнить сам, и несколько раз попрактиковался — вот она, сильная, мощная идея.
Словом, надо много заниматься.
ВВЕДЕНИЕ В ПАМЯТЬ
Для целей этой статьи сделаем незначительное упрощение и озвучим два основных типа памяти:
Долговременная (long-term memory).
Рабочая (working memory).
Долговременная память — в ней хранятся имя вашей кошки, дата отмены крепостного права и формула вычисления дискриминанта. Да, может подзатереться, но если хоть чуть-чуть напряжётесь — скорее всего вспомните. Расположение в мозге — по всей коре, разные типы воспоминаний — в разных частях. Если приводить метафору, то похоже на гигансткий ангар.
Рабочая память — либо информация, которую вы только-только усвоили; либо — данные из долговременной памяти, находящиеся в обработке. Рабочая память "расположена" в префронтальной коре (prefrontal cortex). Авторы курса приводят сравнение со школьной доской; причём такой, на которой умещается что-то около 4 "кусочков" информации единовременно (да, вы могли встречать информацию о 6-7, но сейчас, вроде как, консенсус на 4-х).
Как стать умным? Надо научиться переносить информацию из рабочей памяти в долговременную.
Теперь давайте это применим к нашим сложным дисциплинам — математике, физике, химии. Надо практиковаться и искать аналоги абстрактных идей в тексте. Надо регулярно повторять информацию — так она перенесётся из рабочей в долговременную. Для этого используем spaced repetition — не 20 раз за вечер повторили, и на этом — всё; а 10 раз, но растянули на несколько с дней, со всё увеличивающимися перерывами (ведь для возникновения синаптических связей нужно время).
И, наконец, надо осознать важность сна.
ПОЧЕМУ ВАЖЕН СОН
Когда вы бодрствуете, в мозгу образуются токсины (metabolic toxins).
Чтобы их вымыть — нужно поспать! Во время сна клетки мозга незначительно сжимаются — и токсины вымываются.
Если не озаботится нормальным количеством сна, то это может грозить крайне неприятными последствиями: головные боли, проблемы с сердцем, депрессия, диабет.
Сон играет важную роль в процессах обучения и запоминания: во время сна стираются менее важные составляющие, а более важные — "полируются" и оформляются. Когда сниждается активность в вашем сознании (его связывают в т.ч. с префронтальной корой), остальным частям мозга легче общаться друг с другом:
Не забываем о главном: прежде, чем рассеяный режим поможет вам в выстраивании новых связей, сначала надо побывать в сфокусированном режиме. К тому же, нет ничего страшного в том, чтобы перед сном позаниматься этой важной темой, в которой вы хотите поднатореть: тем самым вы повышаете шансы на то, что именно эта тема вам и приснится. А там, глядишь, и лучше разбираться начнёте.
Выходит, во время сна мозг: 1) вымывает из себя метаболические токсины; 2) укрепляет ключевые и стирает менее важные воспоминания; 3) так или иначе повторяет весь тот материал, над которым вы сейчас трудитесь, в котором так хотите разобраться; 4) "усиливается" — как результат, на утро у вас куда более высокие шансы справиться со сложными задачами.
А вот источники про сон (предоставлены создателями курса):
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
- Прокрастинацию можно победить. Достаточно преодолеть первичное сопротивление (в этом поможет техника Pomodoro).
- Изучение технических дисциплин (математика, физика, химия) требует больше времени, т.к. в них больше абстрактных понятий. Надо закладывать это дополнительное время в свой персональный учебный план, а также стараться приводить больше практических аналогий.
- Чтобы стать умным, надо научиться переносить знания из рабочей памяти в долговременную. Лучший способ это сделать — повторять информацию, причём с интервалами.
- Вы спите — а значит не только укрепляете недавно полученные знания, но и готовите организм к получению новых.
Спасибо за внимание! ୧(﹒︠ᴗ﹒︡)୨
---------
Эта статья — часть цикла моих заметок по курсу «Learning How to Learn».
Вот другие статьи:
- Week 1.