Найти тему

Религиозный порядок как этнокультурная традиция

В середине 90-х годов Р. Данбар выдвинул теорию о том, что человек может организовывать эффективные социальные взаимосвязи не более, чем со 150-ю людьми. Но когда человек овладел системой знаков-символов (Л. С. Выготский определяет их как вспомогательные средства организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития), его максимум в 150 взаимодействий вырос во много раз. Описывая окружающее пространство с помощью системы знаков-символов, первобытный человек обрёл способность создавать мифы, которые объясняли те части окружающего мира, которые были недоступны или сложно доступны для его понимания. Так, помимо реально существующих взаимодействий с окружающей природой появились и воображаемые взаимодействия с реальными или нереальными существами и явлениями.

Мы будем использовать определение мифа Р. Барта, согласно которому «миф – это особая коммуникативная символическая система, совокупность коннотативных означаемых, образующих скрытый идеологический уровень дискурса»

Благодаря мифам люди могли образовывать очень большие социальные группы, подчиняющиеся схожему воображаемому порядку. Этот порядок предписывал, как должны поступать члены группы в различных ситуациях, как они не должны поступать, что они должны думать и чувствовать. Сказания о героях, великих событиях, политические отношения, представления о своём племени, других племенах и мире вокруг, о сверхъестественных явлениях и объектах – все они своим примером предписывали образы мыслей и действий, которые становились в последующем воображаемыми порядками. Когда человек рождался внутри уже сформированной группы, с самого раннего детства он овладевал не только навыками собирательства и охоты/земледелия, но и осваивал порядки, которые были установлены до его рождения.

Стоит соотнести понятия «миф» и «воображаемый порядок». В то время, как миф является также интерсубъективным представлением о явлениях или объектах, неважно, существуют ли они на самом деле или нет, воображаемый порядок является деятельностным; в то время как миф описывает мир, порядок предписывает, как нужно совершать действия и мыслить в этом мире. Зачастую миф и воображаемый порядок являют собой две неразделимые стороны: приверженцы определённого мифа ведут себя в соответствии с образами этого мифа, создавая свой собственный порядок, или создают определённый миф, чтобы оправдать порядок, которому следуют. Это можно было бы назвать «диалектикой воображаемого порядка и мифа», так как в их взаимодействии они беспрерывно порождают друг друга. Так древнегреческие боги представляли собой воплощения представлений древних греков о каких-либо паттернах поведения и мыслей, одновременно с этим задавая идеалы поведения для себя и будущих поколений, также репрезентируя этот образ для других народов. То же самое мы можем наблюдать в представлениях древних скандинавов, древних индийцев и в прочих политеистических мифологиях.

Воображаемый порядок не является платоновски идеальным объектом. Несмотря на то, что приверженцы порядков имплицитно полагают так, воображаемый порядок фактически является лишь схожим образом представлений большого количества людей (однако, здесь встаёт вопрос – какое количество людей считать «большим», что мы разберём в последующих исследованиях), детерминирующим у множества людей схожий образ действий. Любой воображаемый порядок является продуктом когнитивной деятельности отдельно взятых групп людей. Таким образом, воображаемый порядок – это интерсубъективные предписания поведения и мыслей, которые воспринимаются их носителями как естественные и априорные. Раскрывая определение, уточним, что интерсубъективность воображаемого порядка заключается в том, что веру в него разделяют все его приверженцы, тем не менее, интерпретируя его каждый по-своему, но в пределах «стандартного отклонения». Вера в этом случае заключается в априорности воображаемого порядка для его приверженцев: для каждого из них мир вокруг выглядит так, как будто этот порядок - естественная часть его наравне с основными физическими законами.

Религиозный воображаемый порядок отличается от нерелигиозного тем, что вера, мотивация, просвещённость в источниках и канонах, самоидентификация, самоотношение, поведение и принадлежность к определённой группе (или организации) являются религиозными в том смысле, что в них включён сверхъестественный и надчеловеческий компонент. Таким образом, религиозный воображаемый порядок детерминирует сумму качеств личности индивида, т.е. религиозность.

Начиная с появления мировых религий (христианства, буддизма, ислама), религия являлась одним из воображаемых порядков, способным объединять людей самых различных рас и культур. Религия – это интерсубъективная система человеческих норм и ценностей, которая основана на вере в сверхчеловеческий и сверхъестественный воображаемый порядок. Религия предписывает неизменность и данность свыше тех норм, которые она устанавливает. Согласно религиозным традициям, необходимость исполнения этих норм обусловлена не только чем-то материальным, например, физическим наказанием или физическими благами, но и сверхчеловеческой и в большинстве случаев сверхъестественной волей: в теистических религиях нормы и ценности даны тем, кто является причиной существования всего, что окружает человека, следовательно, нормы и ценности являются неотъемлемой частью мира; в нетеистических религиях (например, буддизм) нормы и ценности обусловлены неким сверхчеловеческим порядком, следование им естественно вследствие их сверхчеловеческой логичности и непротиворечивости.

Важным отличием религии (и её порядка) от не религии является то, что религия формирует у своих последователей те или иные нормы и ценности, обосновывая это сверхъестественным и надчеловеческим порядком, заявляя его единственно верным или, как минимум, наиболее правильным. Приведём несколько примеров:

  • Христианство чётко предписывает любить ближайшее социальное окружение; в дополнение существуют многочисленные толкования священных текстов, которые тем или иным способом предписывают нормы и ценности. Обосновывается это сверхъестественной божественной волей;
  • Основные нормы и ценности иудаизма записаны в 10-и заповедях, которым верующий иудей обязан следовать. В дополнение в иудаизме существует в сумме 1226 обязательных норм и ценностей, чётко закреплённых в Талмуде и его толкованиях. Это обосновывается божественными указаниями, записанными в Талмуде;
  • Основа ислама – покорность воле Аллаха, но также ислам известен нормами шариата, которые распространяются на все, без исключений, стороны жизни мусульманина. Это так же обосновывается априорно верной сверхъестественной божественной волей;
  • Буддизм содержит многочисленные предписания для монашествующих последователей и для мирян, в основном содержащих предостережения от тех или иных действий, которые служат укреплению связи с материальным миром. Отметим, что в буддизме, в отличие от перечисленных религий, порядок не сверхъестественен, но надчеловечен. Именно поэтому буддизм является скорее философско-религиозным течением, хотя в нём не содержится прямого указания на отсутствие сверхъестественного.

Религиозный порядок оказал серьёзное влияние на развитие всех цивилизаций. В случае возникновения какой-либо новой нормы, которая должна тем или иным образом организовать деятельность людей, те, кто выдвигает эти нормы, обычно обосновывают их «высшим порядком». Обращаясь к истории, возможно заметить данный эффект у всех серьёзных социальных изменений.

Власть правителей в Древнем Египте по мере усиления их влияния на общество становилась всё более сакральной. Если во времена объединения Египта авторитет фараона основывался на военных успехах, т.е. на силе, то после появления сильных соседних стран его авторитет стал основываться на сакральных мифах: идея о том, что власть правителя дарована богами, приобрела большее значение.

Династия, из которой происходил Карл Великий, узурпировала власть династии Меровингов. Но власть была передана без сильных волнений, её законность была обеспечена символическим ритуалом помазания на царство Карла и его брата папой Стефаном II. После этого Карл Великийсовершил одну из самых заметных завоевательных кампаний, основываясь на божественном благословении своей власти.

Самая древняя в настоящий момент суверенная территория: город-государство Ватикан, был установлен папой Григорием Великим на основании того, что именно папа – проводник воли Бога на Земле.

Следует отметить, что мировые религии как воображаемые порядкираспространяются намного легче и эффективнее, чем порядки локальных религий. Объективным фактом, подтверждающим данный тезис, служит их большая распространённость и способность вносить существенные изменения в воображаемые порядки локальных религий.

Мировые религии наиболее эффективно регламентируют правильность и нормативность тех или иных мыслей и действий людей, на которых основаны их социальные взаимодействия. Эффективность мировых религий обусловлена двумя факторами:

  • Мировые религии предлагают универсальный порядок, единый для всех, вне зависимости от культуры, расы, финансового положения или возраста. Христианская доктрина предполагает, что любой может покаяться в своих грехах, начав вести праведную жизнь и в конце получить допуск в рай. Буддизм обещает любому, кто откажется от желаний и пройдёт Восьмеричный путь, нирвану. Ислам, взамен на покорность доктрине Аллаха, любому обещает рай: достаточно лишь признать его истинность и следовать правилам. Условно, нет никаких ограничений для принятия любой из мировых религий;
  • Мировые религии стремятся распространить себя по всему миру. Иудеи не стремились проповедовать по всему миру, иудаизм – крайне закрытая религия, которая обосновывает порядок для евреев и только для евреев. Шаманизм не стремится распространить идеи существования духов, шаманы не отправляются в путешествия, чтобы принести правителям государств эти идеи. Напротив, христианство даже до становления основной религией Римской империи (с чего и началось его распространение по миру), стремилось обращать окружающих в свою веру. Боддхисатвы буддизма путешествуют, помогая окружающим обрести просветление. Таким образом, для мировых религий характерна активная миссионерская деятельность.

Это сочетание универсальности и стремления к распространению делает мировые религии наиболее эффективными. Стоит особенно отметить, что, несмотря на то, что мировые религии добились существенной популярности, это не значит, что локальные религии и верования не помогают людям обосновывать существующий у них порядок. Иудаизм обосновывал завоевательную активность еврейского народа тем, что бог иудеев изначально называл их избранными, обещая Землю Обетованную, которую населяли другие народы: филистимляне, моавитяне, аммонитяне и прочие. Сравнительно новая религиозно-мистическая система под названием «вуду» успешно соединила в себе религиозные идеи основных для Гаити народов и европейских пришельцев, которые были более сильны как экономически, так и в военном аспекте. Религиозные представления Римской Империи до становления её христианским государством не вступали в противоречия с покорёнными народами, римляне требовали признания своих богов, но не требовали покорённых политеистов отказаться от их богов.

Помимо мировых религий, существуют также локальные. Локальная религия - это религия, распространённая на ограниченной территории и зачастую ограниченная одним этносом, не стремящаяся к распространению или не могущая это сделать. Любая локальная религия содержит те или иные детерминанты норм и ценностей. Например, асатру - религия, распространённая в странах Скандинавии до прихода христианства, на основе сказаний об асах и ванах показывала нормы поведения – если боги ведут себя определённым образом, для человека, живущего в Мидгарде(условном мире, где живёт человечество), естественно вести себя таким же образом.

Религиозные традиции в той или иной мере отражают любую культуру, которая существует в настоящий момент. Э. Шилз и С. Эйзенштадт предполагают, что каждая культура имеет свою центральную зону, которая поддерживает и воспроизводит сложившиеся этнокультурные ценности. Ранее мы упоминали, что мировые религии выполняют контролирующую функцию значительно эффективнее, чем локальные, что подтверждается их большей распространённостью и большим влиянием на культуру.

Основными мировыми религиями на данный момент являются в порядке уменьшения численности последователей: христианство, ислам и буддизм.

Влияние христианской религии на культуру началось с того момента, когда в 313 г. римский император Константин I Великий постановил христианство официальной религией Римской империи и перенёс столицу в Константинополь, в то время имеющий название «Византий». Соответственным образом изменилась и культура Римской империи. Объединяя под собой множество различных этносов, Римская империя получила сильное обоснование своего единства под властью единого сверхчеловеческого и сверхъестественного порядка. Позже подобную политику провёл князь Владимир на Руси. После распада Римской империи под влиянием германских племён, на её месте образовались многочисленные государства, многие из которых существуют и в настоящее время.

Некоторые регионы, такие как Северная Африка и Испания, перешли к сформировавшемуся Арабскому Халифату, но большинство формирующихся культур в качестве главной религии исповедовали те или иные варианты христианства. Сформировалась Византийская империя, оказавшая сильное влияние на формирование государственности настоящей России. В качестве дальнейших влияний христианства на культуру можно упомянуть: готическую архитектуру, Крестовые походы, период власти Инквизиции, книгопечатание, первые школы при монастырях, многочисленные миссионерские путешествия в страны Африки и тихоокеанские острова, значительно обогатившие знания об этих культурах и изменившие их (в качестве примера можно привести формирование религии вуду). В настоящее время христианство распространено в 238 странах мира [1], также по тому же источнику в 158-и странах мира христиане составляют более 50%. На территории Российской Федерации доминирует православие, являющееся одной из основных конфессий христианства.

Существует ещё один вид мировоззрения – отсутствие веры в любые сверхъестественные сверхчеловеческие силы, который называется «атеизм» (лат. a- – «без», theos – «бог»). Следует отметить, что данное понятие в современной своей интерпретации заключает в себя две составляющие:

  • Не-теизм (non-theism) – заключается в отсутствии у индивида веры в сверхъестественные силы. Важно отметить, что данное мировоззрение не предполагает негативизима по отношению к религиям;
  • Анти-теизм (anti-theism) – заключается в мнении, что вера в сверхъестественное не только не нужна, но и вредна, вследствие чего индивид проявляет негативизм и в некоторых случаях агрессию по отношению к религиозно-философским мировоззрениям и их представителям.

Когда в речи возникает термин «атеизм», обычно говорящий сочетает обе составляющих, представляя себе индивида, который с той или иной степенью активности противостоит религиозным индивидам. Данный вид атеизма называется «сильный атеизм», представители которого активно критикуют тезисы различных религиозных систем, выдвигая тезисы о том, что богов и прочих сверхъестественных существ или явлений не существует. В противовес сильному, слабый атеизм предполагает невозможность прямых доказательств существованию или отсутствию существования богов и прочих сверхъестественных существ и явлений, однако рекомендует действовать, не основываясь на представлении об их существовании.

Современный атеизм как философская система базируется на естественных науках, статистике, теории вероятностей и различных современных этических системах. Следует отметить, что с 2006 года выделяется группа наиболее негативистских критиков религии, заявляющих, что человечество должно освободиться от религий также, как освободилось от многих других устаревших философских, политических и религиозных систем.

Возвращаясь к тезису о том, что религиозная традиция может рассматриваться как этнокультурный феномен, отметим, что атеизм не является религиозной традицией и, как следствие, его связь с культурой является опосредованной. Вероятно, в будущем могут появиться культуры, в основе которых будет лежать атеизм, однако невозможно рассматривать какую-либо известную культуру как атеистическую.

Так, например, СССР развивался в формате атеистической культуры, однако атеистическую культуру должно характеризовать как минимум полное отсутствие религиозных воображаемого порядка и мифа, устанавливающих истинность существования сверхъестественных и надчеловеческих существ, норм и явлений. СССР не может полностью подпадать под вышеуказанную характеристику вследствие распространённости в нём носителей религиозного воображаемого порядка, а также существования большого количества культурных продуктов религии.

Выше мы упоминали, что религия является воображаемым порядком, предписывающим своим последователям действовать в соответствии с надчеловеческими и в большинстве случаев сверхъестественными правилами и нормами, установленными сверхъестественным существом или естественно существующих в природе. Тему воображаемого порядка затрагивал Ю. Н. Харари совместно с рассмотрением антропогенеза. Определение, данное в начале, характеризует воображаемый порядок как интерсубъективный, предписывающий и воспринимающийся естественным и априорным. Раскрывая определение, уточним, что интерсубъективность воображаемого порядка заключается в том, что веру в него разделяют все его приверженцы, тем не менее, интерпретируя его каждый по-своему, но в пределах «стандартного отклонения». Вера в этом случае заключается в априорности воображаемого порядка для его приверженцев: для каждого из них мир вокруг выглядит так, как будто этот порядок - естественная часть его наравне с основными физическими законами.

Практическую часть исследования, как и полную статью, можно найти по этой ссылке.