Найти тему

Ребенок не хочет читать

Мало кто из современных детей читает книги взахлеб, так чтобы не оторвать. Родители жалуются, вспоминают, как они зачитывались любимыми книгами в детстве, ищут способы замотивировать ребенка на чтение. И разочарованно наблюдают, как их дети с неохотой, только после напоминания, отрываются от гаджета и берут в руки книгу – чтобы при первой возможности нырнуть обратно в интернет. Философски настроенные говорят о неизбежности этого процесса, паникеры заставляют детей читать книги под угрозой «дворником станешь».

Как же стимулировать ребенка читать?

Хороших новостей две.

Первая. Люди массово начали читать не так давно – всего 100-200 лет назад. До этого были другие носители информации. В советские времена добровольно читали литературу не по школьной программе далеко не все дети. Во взрослом возрасте читали вовсе не поголовно. На наших глазах появился новый способ передачи информации, наверняка он будет развиваться и меняться. Сознание, как всегда, не успевает за техническим прогрессом – проще защититься, ностальгируя по старым добрым временам.

Вторая хорошая новость. Современные дети читают больше, чем их родители в таком же возрасте. Только читают они совсем не то, что хочется взрослым. Тридцать лет назад дети после школы общались на улице или часами висели на телефоне – сегодня они каждый день пишут и читают сотни постов в социальных сетях. Скажете, это плохо? Но никто из современных взрослых тоже не сидит вечерами у окна с томиком Пушкина, а отдает предпочтение фейсбуку или компьютерным играм. Но продолжаются на родительских собраниях в школе и форумах в интернете жалобы, что дети не читают книги, а вместо этого выбирают более легкое и приятное занятие.

Раньше альтернативы книге практически не было. Сегодня научиться многим вещам можно на порядок быстрее не читая книги, а смотря видео на ютубе или слушая аудио. Какой способ вы выберете, чтобы научиться поставить пластиковое окно, вышивать гладью или английскому произношению – читая текст или с помощью роликов?

Прежде чем требовать от ребенка полюбить чтение или заставлять его читать, родителю полезно самому припомнить названия пяти последних от корки до корки прочитанных им книг.

Время книжной монополии прошло. Книга не умерла – просто ее заметно потеснили цифровые технологии. Дети вполне логично адаптируются именно к такому миру. Глупо от них требовать соответствовать реальности, которая была несколько десятилетий назад. Можно погрустить об этом и двигаться дальше.