Можно мозгу и телу «показать» как отодвинуть старость
Мозг должен «пахать» – начинай рисовать
Мы молоды настолько, насколько молод наш мозг. А он чаще всего стареет от недозагрузки. Например, ученые говорят, что причина старческой болезни Альцгеймера – постепенное отмирание недогруженных клеток головного мозга. Этой жуткой болезни помогает избегать регулярная «работа головой» – умственная и физическая нагрузка, создающая новые нейронные связи, задействующая новые нервные клетки.
Когда рисуем, мы серьезно грузим визуально-пространственные области обоих мозговых полушарий. И замысловато двигаем руками, управлением которых занята огромная часть чувствительных и моторных зон мозга.
Как показали исследования Лаборатории экспериментальной психологии Университета Левена (Бельгия), у рисующих людей заметно выше развиты области мозга, ответственные за пространственную навигацию, мелкую моторику и визуальное восприятие.
Надо только разумно «противостоять» благам цивилизации и прогресса. Ведь, скажем, когда нам надо что-то зафиксировать, ухватить какую-то картинку или образ, мы просто используем фотокамеру. Мозг любит сам чувствовать, схватывать и воспринимать. А тут просто «щелк» – и в память смартфона, то есть в никуда.
А если бегло зарисовать? С точки зрения чувств, фотографии «плоски», а наброски «рельефны». Пока набрасываешь скетч (набросок), мозг воспринимает и понимает множество характеристик и нюансов, чувствует пространственные пропорции объектов – человека или предмета.
Мы мыслим не только мозгом, а всем телом. И, когда ухватываем образ и наносим его на бумагу, подбирая и оттачивая линии, мы адекватнее чувствуем мир. Тогда мир нам больше подконтролен и менее разрушителен.
Скетчинг развивает мозг не только тогда, когда рисуем с натуры – он оживляет творческое мышление и помогает генерации идей.
Для стимуляции творческого мышления специалисты советуют рисовать идеи на бумаге: в этот момент все тело, мышцы, мозг работают над одной задачей и это подстегивает креативность. Давно замечено, что «сидеть и думать» малоэффективно. Если пытаешься придумать что-то новое и безуспешно мечешься в поисках нужного решения – бери бумагу с маркерами и «подумай вслух», рисуя при этом. Очень вероятно, что решение «нарисуется» как бы само собой.
То есть, зарисовывая мысли, «думаешь руками». Специалисты говорят о том, что интеллект только предлагает те или иные концепции, идеи, слова и теории, а опыт в обращении с телами, механизмами, средами и процессами мы приобретаем через наши ощущения, в процессе работы. Эту функцию физического мышления и называют «умением думать руками». Открытие «закона Архимеда» было сделано не только мозговыми клетками гениального ученого Архимеда – активно поучаствовало все его тело, погружавшееся в момент озарения в ванну с водой. И бесчисленное множество изобретений и открытий сделано благодаря тому, что их авторы телесно взаимодействовали с предметами, вертели в руках разные штуковины, жестикулировали и рисовали.
Общение против старения или рисование облегчает понимание
Рисование помогает не только улавливать и выявлять подспудные идеи самому, но позволяет актуализировать свои мысли и эффективно ими обмениваться. Почему это важно для борьбы со старением? Потому что «актуальность – это молодость». Если тебя ценят и понимают, если чувствуешь, что ты нужен – организм на клеточном уровне сопротивляется увяданию. «Счастье – это когда тебя понимают», утверждалось в одном нашумевшем давнишнем фильме. Когда ценят и понимают вокруг – это не только счастье, но и молодость внутри. А когда, объясняя, рисуешь, понимают гораздо лучше.
Особенно когда рисуешь прямо в процессе коммуникации. Потому что тут работают еще и так называемые «зеркальные нейроны». Их открыли в начале 90-х годов, когда проводились эксперименты с регистрацией нейронной активности у животных. В группе Джакомо Риззолатти фиксировали, какие нейроны активируются в тот момент, когда обезьяна захватывает какие-то объекты вроде апельсина или яблока. Регистрация проводилась в моторной коре, и оказалось, что у обезьяны, наблюдающей за действиями лаборанта, берущего апельсин, происходит активация тех же нейронных групп, которые включаются, когда она сама хватает апельсин.
Те же «зеркальные нейроны» работают у нас в любом общении. Наблюдая, как кто-то рисует, мы как бы рисуем сами. И буквально «чувствуем телом ход мысли» собеседника.
Арт-терапевты предлагают рисовать групповую картину, чтобы пообщаться с внутренним миром других людей. От того, насколько гармоничным получается создаваемое творение, какие применяются цвета, линии и формы, зависит положительный эффект сближения людей. Этот метод применяют в семейной психокоррекции и в работе с небольшими коллективами, где необходимо сформировать внутреннюю сплоченность.
Если личность удачно «прорисована» в общей картине мира, то она и внутри «процветает». И, если четко «прорисован» собственный характер, то организму легче содержать себя в порядке.
Правишь рисунок – лечишь себя
Уже после 12-15 лет у детей природные способности к творческой активности ослабевают. В результате вырастают люди, не овладевшие своими эмоциями и чувствами. Судьба бросает их по жизни, но они, не чувствуя своего сердца, проносятся мимо любимых людей, профессий, увлечений.
Говорят, можно вновь запустить механизм творческой саморегуляции. Есть разные подходы и психологические приемы. В их основе представление о творчестве как о врожденной, но часто утрачиваемой способности человека, благодаря которой можно гармонизировать свой внутренний мир – мысли, чувства, телесные ощущения, различные стороны своей личности – с окружающим миром и людьми.
Например, арт-терапия основывается на том, что сдерживаемые эмоции, чувства и телесные «зажимы» при свободном, спонтанном рисовании легко и с удовольствием высвобождаются и приобретают форму случайных сочетаний абстрактных символов (геометрических и цветовых пятен, штрихов и линий). Эти причудливые узоры символически отображают состояние души человека в данный момент.
Психолог Карл Густав Юнг утверждал, что человек именно при спонтанном, а не заранее задуманном рисовании наиболее полно отражает бессознательный мир своей души. В символическом мире таких произведений отражается не только личный биографический опыт человека вместе со всеми его радостями, печалями и пробелами, но и опыт всей человеческой культуры в образах «коллективного бессознательного».
Идеи Юнга оказали огромное влияние на арт-терапию и на исследования в области психологии художественного творчества. Но психоаналитический подход Юнга к арт-терапии имеет некоторые недостатки, т.к. большое внимание уделяется интерпретации и объяснению созданных образов. Психологи гуманистического направления считают, что бессмысленно объяснять значение и смысл нарисованного символа, важнее всего, считают они, сам процесс спонтанного творчества и те чувства, которые испытывает автор – и в процессе рисования, и при созерцании своего творения.
Высвобождая из подсознания негативные чувства, можно уменьшить влияние прошлых стрессов на судьбу, изменяя формы нарисованных символов и пятен. Говорят, так даже возможно сформировать желаемую перспективу на будущее.
Анализ современных исследований по арт-терапии доказывает полезность этого метода не только в психологическом развитии человека и активизации творческих возможностей, но и в лечебно-оздоровительных целях. Зачастую этот метод используют в качестве вспомогательного психологического толчка в лечении многих соматических заболеваний (остеохондроза, гипертонии, астмы, ожирения и т.д.) и для снятия сильных эмоционально-телесных напряжений при психических нарушениях,
Рисовать? Вот прямо сейчас? Ну да!
Если сомневаетесь и думаете, что не имеете никаких способностей к рисованию, тот может быть уверены – достаточно уметь держать в руке карандаш или маркер, и различать основные цвета. в детстве каждый из нас был художником – все рисовали что хотели. И не парились, что кошка похожа на лошадь. Вот и сейчас, чтобы начать рисовать надо меньше заморачиваться и просто начать. Хотя бы черкать в свободную минуту в рабочем блокноте (это еще называют модным словом дудлинг).
Есть простой способ снятия эмоционального напряжения, стресса или беспокойства при помощи арт-терапевтического метода, в домашних условиях. Берут несколько листов чистой бумаги, фломастер или краски и, как дети годовалого возраста, просто рисуют «каракули», абсолютно не заботясь о результате своего «баловства». Рисуют до тех пор, пока не почувствуют, что картинка "готова". Затем откладывают лист и начинают рисовать на следующем. Так 5 - 10 рисунков подряд, насколько хватит сил и желания. Выплескивают на бумагу свое эмоциональное состояние.
Потом раскладывают все рисунки в хронологическом порядке и находят среди них те картинки, которые кажутся более приятными. Наблюдая за изменениями в рисунках, можно отследить динамику эмоциональных состояний. Закрепляя эффект «лечения», выбирают самый приятный рисунок и добавляют к нему такие линии, штрихи и цветовые пятна, чтобы картинка стала еще более привлекательной. Если в процессе такого рисования посчастливилось полюбить свое творение, то это хороший признак – значит, на подсознательном уровне вы решили свою проблему. И, даже не понятно, как это работает – жизнь сама подскажет новые способы поведения и отношения к окружающим явлениям или людям.
Тело – дом души. И «строится» оно постоянно. «Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить!»
Автор – Р. Кагиров
Друзья, подписывайтесь на наш канал – впереди еще много интересного!