1) Нужно осознать, действительно ли это то, что требуется, что интересует. Возможно, стоит просто отказаться, не тратить время и силы и найти то, что действительно по душе. Если же это обязательное (при дистанционном обучении в университете, получении доп.специальности для работы, получении нового навыка/знаний для себя, то см. следующие пункты).
2) Нужно четко обозначить себе цель - зачем вы это делаете, для чего, что хотите в итоге. Записать эту цель, можно изобразить визуально (нарисовать или вырезать из журнала), повесить перед глазами. Цель может быть как личная выгода, личное развитие, так и просто - получить зачет, получить новую профессию, прокачать свое слабое звено.
3) Пойти на шаг дальше и подумать, а что лично вам даст достижение этой цели - для чего вам получать зачем, диплом, новую профессию, новый навык? Больше денег, больше уважения, выше статус в обществе, новые возможности для развития, карьеры, другой круг общения, возможность исполнить свою мечту или приблизиться к ней. Визуализировать это, постоянно себе об этом напоминать, предвкушать. Борьба закаляет характер.
4) Понять и принять, что у любого человека бывают перемены в самочувствии, настроении. Это нормально и это влияет на уровень обучаемости в каждый конкретный день и даже момент. Это не значит, что так будет всегда. Помнить слова царя Соломона: "Все проходит, пройдет и это". Просто продолжать делать, пусть медленнее, чем обычно, пусть не со стопроцентной концентрацией и осмыслением, но не сдаваться и не опускать руки, помнить про цель и приятные бонусы в конце. В идеале - составить график своих пиков активности, перемен настроения, проанализировать, с чем связаны спады и повышения, подстраивать расписание обучения под этот график. Если пойти еще дальше - научить себя справляться и повышать свое настроение, корректировать пики спадов до нормы. Помнить, что конкуренты не дремлют. Пока вы страдаете и пытаетесь себя заставить, кто-то учится, прокачивает себя, опережает вас и исполняет свои мечты.
5) Разбить ежедневную порцию занятий на краткие периоды. Контролировать их. Хороша в этом методика "Помодоро" (есть много приложений для мобильных на эту тему) - работа отрезками по полчаса с перерывами по пять минут. В эти полчаса нужно максимум сконцентрироваться на задаче. Постепенно увеличивать периоды до часа-полутора.
6) Для того, чтобы переключить голову с интеллектуальной деятельности, разгрузить мозг, применять физические упражнения. Через некоторое время занятий встать, размяться, сделать несколько приседаний, отжиманий или любое другое упражнение. После этого обучение идет легче.
7) Устроить себе самостоятельную мотивацию. Например, пообещать себе билеты в кино или какую-то иную покупку, полчаса соцсетей, видео с котиками или чего-то приятного, если задание будет закончено. Помнить, предвкушать, не отступать.
8) Внедрить в эту деятельность элементы геймификации. Это расширение пункта 7 - установить себе маленькие награды за каждое выполнение задания, а в конце - большая награда, когда пройдена финальная "битва с боссом".
9) Есть японское "правило одной минуты" (в вариациях - правило 10-ти минут) - когда говоришь себе - я сяду и всего одну минуту буду заниматься, сконцентрировано, но всего одну минуту. После этого обычно человек втягивается, увлекается и занимается или работает дольше.
10) Делать "как будто" - садиться за занятия как будто горишь желанием все изучить, азартом, радостью, как будто это самое приятное занятие в мире и так здорово этим заниматься. Поначалу будет глупо, но потом организм примет этот маленький самообман, и настроение поднимется.
11) Погрузить себя в мотивирующую среду. Найти сообщество увлеченных этим занятием, делиться с ними своими достижениями, обсуждать, спрашивать, а как они справляются, пытаться стать лучшим.
12) Делиться своими достижениями в соцсетях (публично) и своими целями тоже, чтобы перед всеми дать обещание все закончить, и было стыдно, если не сделаешь.