Мы подвержены нарративному искажению реальности. Cама «реальность» имеет мало общего с воспринимаемым нами миром. Все «факты» врут.
Фреймы восприятия или ментальные модели формируют систему заблуждений, в которой мы живем. Это нормально. Другое дело, если мы вдруг начинаем считать свои рассуждения «правильными», «истинными», смещаемся из нормального набора заблуждений на поле радикального неприятия других точек зрения.
В нашей власти подвергнуть свою систему анализу, оставаясь в пределах человеческой «нормальности». И скорректировать ее, зная элементарные законы природы, пренебрежение которыми приводит к формированию большей части заблуждений. Взять хотя бы регрессию — один из принципов формирования мира (в том числе – принцип математической статистики), который часто приводит к искажению восприятия последствий и причины. Например, три дня подряд метет метель или льет проливной дождь. Какова вероятность того, что осадки в таком объеме будут и на следующей неделе? Не очень высока, правда? За очень плохой погодой с высокой долей вероятности должна идти хорошая. Допустим, вы магическим образом «заказали» хорошую погоду, и она наступила. Но не в результате же ваших «заклинаний»? Скорее всего, сработал закон регрессии .
Почему же в жизни, особенно корпоративно-управленческой, есть искушение объяснять события с помощью чудодейственных теорий? Например, вследствие изменчивости обстановки в бизнесе за неудачным периодом обычно следует более успешный, и это может быть никак не связано с тем, что мы применяем менеджерские новшества. В один месяц продажи идут плохо, в другой — хорошо, но это улучшение мы спешим приписать новому менеджерскому приему, например, новой системе премирования.
Еще один эффективный метод сохранения "нормальности" системы заблуждений -- вовремя избавляться от ложных ожиданий:
- "Нужно доказать, что я прав(а)" – нет, не нужно.
- "Я должен быть лучше, чем он(а)" – нет, не должны. Это, кстати, самое распространенное и опасное ложное ожидание достижения "превосходства"
- "Обидчика всегда нужно наказывать" – нет, не обязательно.
- "Если мы внедрим новые технологии (best practice и т.п.), то наша компания станет успешной" – нет такой прямой зависимости.
- «В жизни должна быть справедливость» – нет, справедливость -- субъективное понятие.
Есть и другие методы сохранения своей системы заблуждений в «норме», без чрезмерных радикальных искажений. Например, применение фокусов языка.