Найти тему
TED-Ed

РАЗУМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ ПОКУПАТЬ ДОРОГИЕ ВЕЩИ ОТ АДАМА СМИТА

Он родился в Шотландии, в Керколди - маленьком промышленном городке – близ Эдинбурга в 1723 году. Он был старательным учеником и был очень близок со своей матерью. Затем он стал философом в академии, написал весомый труд о важности симпатии, его лекции были посвящены логике и эстетике. Он также был одним из величайших в истории экономики философом - отчасти потому, что его размышления выходили далеко за рамки экономики. Он хотел понять систему денег, потому что его скрытым желанием было сделать нации и народы счастливее.

Смит остается бесценным проводником к четырем идеям:

Когда кто-нибудь начинает рассматривать современный мир труда, обычно выделяются два факта: современная экономика производит беспрецедентное количество благ, многие обычные люди находят свою работу довольно скучной и (ключевая жалоба) - бессмысленной. Два феномена, на самом деле, близко переплетены, поэтому Адам Смит был первым, кто понял это с помощью его теории специализации.

Он открыл, что в современном бизнесе задания, которые обычно выполняются одним рабочим за один день могут куда более выгодно быть разделены на несколько заданий, выполняемые большим количеством людей во время их работы. Смит с энтузиазмом принял эту мгновенную модернизацию: он предсказал, что национальная экономика могла бы стать тем богаче, чем более специализированной была бы ее рабочая сила.

Одним из признаков того, что наш мир сейчас так богат, предполагал Смит, является тот факт, что при встрече с незнакомцем мы не можем точно определить, кем он работает. Мания к непонятным профессиональным ярлыкам - например, снабженец в области логистики, координатор процесса упаковки, специалист в области образования и коммуникаций – доказывает экономическую логику взглядов Смита.

Однако есть одна большая проблема со специализацией - значение. Когда бизнес мал, и его процессы трудоемки, возникает смысл в помощи другим. Но когда технология механизирована, рабочий превращается в крошечную шестеренку в гигантской машине, чья задача находится далеко от мыслей тех людей, которые находятся на низшей ступени организации. Компания с 150 тыс. рабочими, разбросанными на четырех континентах, делающими вещи, на создание которых от разработки до доставки уходит 5 лет, будет бороться, чтобы поддерживать смысл задачи и единства.

Так, Смит определил, что перед главами специализированных корпораций современности стоит ответственность за их рабочих: напоминать им их цель, роль и незаменимую важность их труда.

Эпоха Смита застала продвижение в том, что мы бы сейчас назвали потребительским капитализмом. Мануфактуры начали выпускать роскошные продукты для растущего среднего класса. Некоторые критики были настроены скептически. Философ Жан-Жак Руссо мечтал запретить "роскошь" в его родной Женеве. Он был поклонником древней Спарты и утверждал, что его город должен копировать тот простой, походный образ жизни, который вела Спарта.

Жестко это отрицая, Смит указал швейцарскому философу что роскошный консюмеризм, на самом деле, несет очень важную роль в процветающем обществе - он образует добавочное благо, которое позволяет обществу присматривать за его наиболее слабыми участниками. Потребительские общества, несмотря на их фривольность, не позволяют детям и старикам голодать, потому как могут себе позволить больницы и приюты для бездомных.

Итак, Смит защищал потребительский капитализм на том основании, что он приносит гораздо больше пользы для бедных, чем те общества, которые служат высоким идеалам. Смит возлагал большие надежды на будущее капитализма. Он не хотел, чтобы тот навсегда застрял на стадии фривольности.

Он обнаружил, что люди имеют много "высоких" потребностей, которые лежат за рамками капиталистической корпорации: среди которых, наша потребность в образовании, в самопознании, в красивых городах и в достойной общественной жизни. Надежда заключается в том, что мы важными и амбициозными путями научимся получать достаточную выгоду из помощи людям. Хорошо продуманный, капитализм не должен просто удовлетворять наши основные материальные потребности, вдохновляя нас на покупку ненужных вещей. Он должен производить деньги из товаров и услуг, которые доставляют подлинное удовольствие.

Тогда, как и сейчас, стоял важный вопрос, как заставить богатых хорошо относиться к остальному обществу. Христианским ответом на это было: заставьте их чувствовать себя виноватыми. В то время, как радикальным ответом левых тогда, как и сейчас был: повысить налоги. Но Смит не соглашался ни с одним из подходов: сердца богатых, скорее всего, так и останутся холодными, а высокие налоги просто заставят их покинуть страну.

Он предположил, ко всеобщему удивлению, что богатые заботятся вовсе не о деньгах. Дело в чести и уважении. Богатые накопляют богатства не потому, что они жадные в материальном плане, но, чтобы быть признанными и одобренными. Поэтому вместо того, чтобы облагать богатых налогами, правительство должно ощущать те тщеславие и мотивы, затаившиеся в сердцах богатых. Поэтому оно должно платить богатым честью и статусом - в обмен на все хорошие вещи, которыми эти нарциссы обычно бы не занялись, например, спонсирование школ и больниц, достойная оплата труда их рабочих.

Смит преподносит это как "Большой секрет образования заключается в том, чтобы направлять тщеславие на правильные вещи". Большие корпорации затаили на нас злобу, настоящие цели обвинения заключаются в низкооплачиваемых должностях, загрязнение окружающей среды и поиск сырья. Но Адам Смит знал, что имеется неожиданный и более важный элемент, ответственный за эти недостатки: наши предпочтения. Не компании разлагают наш мир. Это наши аппетиты, которым они просто служат.

В результате, реформа капитализма поднимает странно звучащую, но важную задачу: образование потребителя. Нам нужно научиться хотеть вещи хорошего качества и платить за них соответствующую цену, которая налагает истинное бремя что на рабочего, на окружающую среду. Хорошее капиталистическое общество не просто предлагает потребителям выбор, но также учит людей делать их выбор избирательно. Капитализм может, предполагает Смит, быть сохранен с помощью повышения качества требований потребителей.

Мировое экономическое состояние может показаться столь неправильным и столь сложным, что мы придем к впадению в отчаяние и пассивность. Адам Смит под рукой, чтобы добавить нам уверенности и надежды. Его работа полна идей о том, как человеческие ценности могут согласовываться с нуждами бизнеса. Он заслуживает нашего бесконечного внимания просто потому, что он был заинтересован в вопросе, который приобрел лидирующую важность в наше время: как создать экономику, которая была бы одновременно и выгодной, и разумной.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен / Telegram и просвещайтесь вместе с нами!
Оригинал: The School of Life
Переводил: Тимур Созонов