Системы мониторинга стиля вождения и «умное» страхование – не космические чудеса, а вполне банальная практика для всего цивилизованного мира. Россия, поглядывая на опыт зарубежных коллег, немало запаздывает с повсеместным внедрением технологии, но в данном случае это неплохо.
Прогноз
Прогнозы – по-прежнему очень интересная часть экономической жизни общества. По оценкам J`son & Partners Consulting, лишь к 2020 году число «умных» страховых полисов в России составит чуть более 3 млн. Реально ли или нужен стимул в виде «государственного пинка»? Не ясно, однако мы подготовили результаты телематического эксперимента и пару любопытных фактов.
Эксперимент
В качестве тестового автомобиля нам досталась притязательная отечественная Lada. Телематику установили под капот за две минуты и эксперимент начался. По задумке каждую неделю автомобилем должен был управлять новый водитель. Наша цель – отделить одного от другого, определить манеру вождения каждого и оценить их риск попадания в ДТП.
На заметку:
Система расчета скорингового балла – математический алгоритм. Основные факторы, влияющие на формирование скорингового балла: ускорения, торможения, боковые ускорения, превышения скорости, частотность смены полосы движения.
Кроме того, важны условия, в которых находится автомобиль. Среди них: дорожные заторы, типы дорог, время суток, время года, время за рулем, количество километров за рулем, погода и т.д. Главная задача системы – определить вероятность попадания конкретного водителя в ДТП по его вине.
Результаты эксперимента мы разделили на три разных периода.
1. Weekend driver
За первые два дня Lada проехала более 450 км. Поездки в дневное время, по автомагистралям. За это время совершено всего 4 резких ускорения, 1 резкое торможение и 2 потенциально опасных поворота. Скоринговый балл – 94%.
Это очень хороший уровень. Такие водители гарантированно могут рассчитывать на максимальную скидку от страховой компании. В нашем случае размер скидки определить трудно, потому что срок использования телематики – 2 дня, а это никак не тянет на корректную статистику.
Как правило, при оформлении полиса Каско страховая компания предлагает полугодовую рассрочку (50% оплаты сразу и 50% через полгода). Сначала водитель получает скидку около 10%, но при условии, что соглашается установить «большого брата» под капот.
Если за 6 месяцев водитель показал хороший результат, то страховщик увеличит скидку на Каско. Но если водитель не оправдал надежд на «хорошее поведение», то страховая либо отменит первоначальную скидку, либо повысит тариф.
2. Умник
Про таких говорят «шахматист», потому что они постоянно куда-то спешат и думать о других им некогда. Несколько недель система показывала в среднем оценку не выше 50%. В профиле тестируемой машины мы фиксировали огромное количество резких торможений, боковых ускорений, превышений скорости и смен полос.
Такой водитель страховой компании невыгоден, потому что является «токсичным» (потенциально опасным для самой страховой компании). Да, он никого не сбил и не попал в аварию, однако для других участников дорожного движения (ДД) водитель опасен. Риск наступления ДТП по вине этого водителя система посчитала высоким, а это главный критерий для страховой компании при выставлении индивидуального тарифа.
По истечении первого периода изначальную скидку в 10% водителю не продлят, а второй платеж может быть завышен.
3. Пилот
Последнюю неделю испытаний мы выделили специально, потому что результаты поражают воображение. Скоринговый балл 55%. Огромное количество «тапочек в пол». Тестовая Lada вела себя безобразно. Она то набирала скорость, то резко тормозила, и так без остановки.
Результаты
За рулем Ladы, как выяснилось позже, было всего два водителя. Первые дни водитель №1 ездил максимально аккуратно. Водитель №2 использовал автомобиль все остальное время и намеренно «дразнил» устройство разными способами. Результат получился средний, итоговый скоринговый балл равен 55%.
Важно отметить, что система не знала о смене водителей, поэтому просто «копила» данные о поездках двух водителей. Это важно понимать, потому что каждая поездка влияет на полноту картины о водителе, а следовательно и на тариф страховой компании. Чем дольше используется устройство, тем точнее результат.
Подобные эксперименты – прекрасный и интересный способ убедиться в качестве работы системы и в водительских способностях коллег.