Тенденция переоценивать, насколько другие люди согласны с нами, известна среди социальных психологов как ложный консенсусный эффект. Такой уклон приводит людей к тому, что их собственные ценности и идеи «нормальны» и что большинство людей разделяют эти самые мнения.
Почему возникает эффект ложного консенсуса?
Одна из причин эффекта связана с тем, что называется эвристикой доступности. Когда мы хотим оценить, насколько распространено что-то, мы склонны смотреть на примеры, которые приходят на ум наиболее легко.
Если вы пытаетесь определить, могут ли другие люди делиться вашими убеждениями, вы, вероятно, подумаете о тех, кто больше всего похож на вас, таких как ваша семья и друзья, и очень вероятно, что они действительно разделяют много общего с вами.
Исследователи предположили, что есть три основные причины, из-за которых возникает ложный консенсус:
- Наша семья и друзья с большей вероятностью будут похожи на нас и разделяют многие из тех же убеждений и поведения.
- Полагая, что другие люди думают и действуют так же, как мы это делаем, могут быть полезны для нашей самооценки . Чтобы чувствовать себя хорошо, мы мотивированы думать, что другие люди такие же, как мы.
- Мы наиболее знакомы с нашими собственными взглядами и убеждениями. Поскольку эти идеи всегда находятся в авангарде наших умов, мы с большей вероятностью заметим, когда другие люди разделяют подобные взгляды.
Факторы, которые влияют на эффект
В некоторых ситуациях эффект ложного консенсуса имеет тенденцию быть более сильным.
Если мы считаем что-то действительно важное или считаем уверенным в нашей точке зрения, степень ложного консенсуса имеет тенденцию быть более сильной; то есть мы с большей вероятностью предположим, что с нами согласятся больше людей.
Например, если вас очень беспокоит окружающая среда, вы, вероятно, с большей вероятностью переоцените число людей, которые также очень обеспокоены экологическими проблемами.
Эффект также сильнее в тех случаях, когда мы очень уверены, что наши убеждения, мнения или идеи являются правильными. Если вы абсолютно на 100 процентов уверены, что принятие определенного закона уменьшит количество преступлений в вашем сообществе, вы с большей вероятностью поверите, что большинство других избирателей в вашем городе также поддержат принятие закона.
Наконец, мы с большей вероятностью испытаем ложный консенсусный эффект в тех случаях, когда ситуационные факторы играют важную роль. Например, представьте, что вы идете посмотреть фильм, но вы думаете, что фильм ужасен, потому что спецэффекты настолько бедны. Поскольку вы предполагаете, что все остальные, просматривающие фильм, используют один и тот же опыт и формируют одни и те же мнения, вы можете ошибочно полагать, что все остальные зрители также поделится вашей убежденностью в том, что фильм ужасен.