В спортивный зал влетает мальчуган, с воинствующим криком маленького бабуина кидает свой рюкзак между лавочкой и стенкой и, свернутым в трубочку ковриком для йоги, начинает борьбу не на жизнь, а на смерть с другими детьми. Знакомая ситуация?
Если вы не работаете на детско-юношеских группах, то для вас йога вряд ли ассоциируется с таким типом поведения. Следом за мальчиком, появляется взъерошенный родитель и говорит мне «Здравствуйте». Мальчик не обращает внимания ни на инструктора, ни на кричащего ему вслед родителя, он полностью погружен в свои мысли и с достойной методичностью нарезает круги по залу. Потом начинается занятие, на котором он ковыряет коврик, дразнит соседа, издает разные звуки, хихикает и т.д. По «талмуду воспитательной этики» мне необходимо проявить чудеса педагогической магии и восстановить порядок в образующемся хаосе, что я и делаю в течение всего занятия. В конце занятия появляется родитель «в надежде на чудо», вглядывается в дитя (ведь ему СМИ говорили, что йога успокаивает), но видит тоже поведение. Ребенок вылетает из кабинета, и я слышу «До свидания» от уставшего родителя.
Обычно такой ребенок быстро уходит из группы. Потому что в одном варианте его перестают водить т.к. нет результата, а в другом варианте его выгоняют сами дети т.к. он мешает им учиться. В чем причина? И следует ли бороться за такого ученика?
Не зря я сделал акцент на словах «Здравствуйте» и «До свидания». Казалось бы, невоспитанных детей, которые при входе в кабинет не здороваются с учителем немало. Педагогу приходится прямо выдавливать из учеников приветствие. Но, если ребенок сам заинтересован в занятиях, то он первым здоровается, а вот если родитель заинтересован больше ребенка, то происходит наоборот. У меня есть ученики из младшей школы, которые, видя меня, всё бросают и с криком «Здравствуйте!» пытаются «обнимательно нападать». А есть дети, которых приводили родители и которые, видя меня, проходят мимо, как будто мы совершенно не знакомы. Отсюда вывод: «Если не хочется ребенку ходить на занятия – пусть не ходит». Это не значит, что ему не захочется заниматься йогой через год или два. У меня был пример с девочкой, которая не ходила больше года, а потом появилась на занятии со словами: «Артем Михайлович, а вы не знаете, почему я перестала ходить?». Просто может быть сейчас не время. И это не значит, что не нужно ребенку предлагать секции, пусть пробует. Побудет волейболистом, танцором, актером, борцом, в конце концов, придет к чему-то своему. А навязывать свое мнение или тратить целые занятия на то, чтобы убедить маленького шалуна, в том, что ему нужна именно йога, не имеет смысла.
Некоторые к йоге приходят к глубокой старости, кому-то она нравится с младенчества, кто-то занимается ею, как физкультурой, другие находят в ней своё предназначение. Но выбирают её добровольно. Поэтому и у детей и у взрослых есть выбор «кому говорить «Здравствуйте». И принуждать никого точно не нужно.