Когда ты попадаешь в какую-то интересную страну всего на два дня впечатления проносятся очень стремительно и желание увидеть как можно больше начинает соревноваться с желанием как-то сильнее понять жизнь страны и проникнуться атмосферой. Но иногда удается найти баланс между качеством и количеством и тогда поездка оставляет самые яркие воспоминания.
Поначалу окружающая действительность вокруг выглядит примерно так:
Старые кузова от автомобилей — это не специально найденное место на помойке или разборке, так выглядят обочины крупных дорог рядом с селами. Иногда брошеные кузова лежат посреди поля, иногда около перекрестка, иногда во дворах домов или рядом с автобусными остановками (а может они и есть остановка).
И это немного пугает и шокирует. Начинаешь задумываться, а почему вокруг так много "скелетов" автомобилей? Может тут есть жуки, пожирающие внутренности автомобилей, или какие-то автомобильные монстры, а может быть это вместо памятников погибшим в дтп? почему никто на металлалом не забрал? Где-то стройными рядами стоят старые кузова от грузовиков и автобусов — в некоторых из них кто-то живет, в некоторых устроены небольшие магазинчики.
Но постепенно дорога начинает уходить в горы и окружающая действительность меняется и становится намного более позитивной. Появляются долины, за которыми виднеются в синей дымке снежные шапки.
Компаньоном в этом путешествии выступает Datsun OnDo с обновленным двигателем. Именно для того чтобы проверить как ведет себя автомобиль в разных ситуациях мы и прилетели в Армению.
Модели Datsun OnDo и MiDo обзавелись двигателем в 1.6 литра и мощностью 106 л.с. Под двигатель была подстроена работа коробки передачь, так чтобы автомбиль плавнее трогался с места и более уверенно разгонялся. Кроме этого, кондиционер тоже был настроен на работу в связке с коробкой и двигателем и при резком ускорении мощьность кондиционера снижается, так чтобы больше ресурсов использовалось для разгона. Также, инженеры изменили логику включения вентилятора охлаждения двигателя, что позволило сделать охлаждение двигателя более эффективным.
Кроме этого изменения коснулись подсветки салона — цвет стал белым и появился режим "день-ночь", появилась возможность прослушивать музыку без запуска двигателя (около 15 минут, если не путаю). Но самым неожиданным для меня стало то, что оказыватся автомобили с ручкой коробкой передчь бывают оснащены круиз-контролем. Почему-то была уверена, что его только на автомат ставят.
Вот это все и нужно было проверить на дорогах Армении.
Монастырь из которого вылетело 70000 голубей.
Около часа пути и мы оказываемся перед монастырем Сагмосаванк. Его еще называют "Монастырь псалмов" или "парящий монастырь". За два для сложилось впечатление, что все монастыри и церкви в Армении очень похожи, конечно, за каждым из них кроется своя история, но внешне они выглядят очень похоже. Подъехав в Сагмосованку видишь "просто храм", все самое интересное и невероятное открывается если обойти его вокруг.
Монастырь находится на краю ущелья Касах и если смотреть со стороны кажется, что сам храм является продолжение скалы.
Кажется невероятным, но он был построен в IV веке н.э, 17 веков назад и древность тут чувствуется в каждом камне. А еще раньше, в 1 тыс. до н.э. на этом месте находилась урартская крепость.
Есть легенда, что после одного из нашествий Тамерлана на Армению, во время которого было уничтожено много рукописей, полководец заболел и никто не мог понять что с ним. Тогда Тамерлан пообещал исполнить любое желание того кто его вылечит. И пришел к нему священник из монастыря Сагмосанк и сказал что вылечит Тамерлана в обмен на общение вернуть похищенные армянские рукописи и книги, освободить столько пленников, сколько священник может поместить в свой монастырь, а Тамерлан и его армия должны были навсегда покинуть землю Армении. Тамерлан согласился с условиями и священник с помощью отваров трав, секретных сборов, амулетов и молитв вылечил его. После чего настало время исполнять договоренность. Рукописи вернули, а пленные по одному начали входить в монастырь. Они все входили и входили, пока не вошли все 70 000 человек, попавших в плен к Тамерлану. Тамерлан очень удивился того что тысячи людей смогли войти в такой маленький храм. И решил в спешке покинуть это место пока не начали происходить другие чудеса. Что же происходило с людьми в монастыре? Согласно легенде священник превращал их в голубей и они вылетали через заднее окно, возвращались в свои дома и там превращались обратно в людей.
Внутри монастыря аскетично и в этой аскетичности и простоте скрыта особая величественная красота.
Не очень далеко от монастыря находится еще одно место, которое продолжает тему письменности и манускриптов — памятник армянскому алфавиту. Сам комплекс был построен в 2007 году к 1600-летию создания армянской письменности. Тут находятся скульптуры 39 букв армянского алфавита и памятники армянских мыслителей сделанные из туфа.
Вряди ли стоит делать это место целью своего путешествия, но вот для того чтобы сделать остановку во время путешествия и немного прогулятсья оно отлично подойдет.
Монастырь на острове.
Ну а наш путь лежит дальше в горы в сторону города Дилижан, в котором мы не будем задерживаться (хотя, поговаривают, что там всех остальных кормили страусятиной), а поедем сразу к самому большому озеру Армении, которое еще называют морем чтобы успеть до темноты. Да, пришлось променять обед на красивый вид, а на какие жертвы вы готовы в погоне за красивым видом?
Самое озеро чуть ли не единственный пресный водоем в Армении, поэтому и отношение к нему всегда было особым. Севан находится на высоте 1900, котловина для озера образовалась из-за извержения вулкана, а вода из-за таяния ледников.
Сейчас монастырь Севанованк находится на полуострове, но первоначально и церквей в монастыре было больше, и полуостров был островом.
Первое упоминание о церквях на этом месте встречается в 301 году, во время крещения Армении тогда святой Григорий Просветитель лично основал в этом месте два храма: Сурб-Арутюн и Сурб-Карапет. Позже в 874 дочь царя Ашота I Мариам основала тут еще два храма во исполнение обета данного своему мужу сюникскому царю Васаку — Сурб-Аствацацин и храм Сурб-Аракелоц. Ну а дальше закрутились жернова истории и монастырь несколько раз разрушался, потом отстраивался, но церковь Сурб-Арутюн была разрушена до фундамента, а вот храму Сурб-Аствацацин повезло еще меньше — в 1931 его разобрали и использовали в качестве строительного материала для санотория.
Так что до наших дней дошли два храм — самый древний, построенный в 301 году Георгием Просветителем Сурб-Карапет, который, правда, был полностью реконструирован в VIII и его первоначальный вид был изменен. Сурб-Карапет более маленький и низкий, чем второй сохранившийся храм — Сурб-Аракелоц, кроме этого храмы отличаются формой купола. Ну а остров стал полуостровом когда построили плотину и уровень воды в озере понизился. Сейчас природа снова отвоевывает свое и с каждым годом уровень воды повышается на 15 см. Так что, вполне вероятно, что скоро полуостров снова станет островом.
Там где гиганты играют на органе.
Следующим утром наша дорога лежит на запад от Еревана. Стоит только выехать из города по шоссе H3 как слева по борту начинает открываться вид на долину за которой виднеются снежные вершины Арарата. Интересно, люди которые живут в этой долине также восхищаются окружающей действительностью как и приезжие или привыкают и не замечают среди бытовых забот?
Наша цель находится в поселке Гарни, большинство туристов приезжают сюда чтоыб посмотреть на храм Гарни, построенный в эллинистическом стиле и напоминающий греческие храмы.
Этот храм был построен в 1 веке. Удивительно, но несмотря на принятие христианства он оставался целым и невредимым вплоть до 1679 года, рядом была царская резиденция, крепость и бани. В 1679 году был разрушен землетрясением и восстановлен из руин в советское время. За проход к храму придется заплатить примерно 200р, а еще придется отдать денег сомнительному дядечке который обязательно подойдет к машине и будет заявлять, что парковка тут платная. На храм можно взглянуть одним глазком, чтобы потому говорить, что и тут мы побывали, но наша главная цель находится внизу ущелья. Нам надо вниз.
Автомобильная дорога вниз ущелья начинается в практически в середине деревни. Сначала она петляет между домов и садов, потом резко спускается вниз и поворачивает направо вдоль реки Азат.
Если пытаться найти описание дороги, то вы почти всегда наткнетесь на совет "иметь внедорожник" или идти пешком. На самом деле, тут довольно хорошая брусчатка, которая, если нет льда и снега, проходима на любом автомобиле с клиренсом больше 10 см. Дорога имеет несколько довольно крутых спусков (и подъемов, если ехать обратно), но само покрытие хороше и полный привод не нужен. Местные рассекают на старых Волгах, "Девятках" и Деу Нексия-х. Ну а мы вполне комфортно проехали на Datsun OnDo не испытывая никакого дискомфорта.
Еще несколько минут в пути, и мы оказываемся посередине лавового озера.
Это место называет "Каменная симфония" или "Каменный орган", потому что базальтовые столбы, уложенные словно гигантские карандаши, похожи на трубы огромного музыкального инструмента. Раньше люди верили, что это все дело руг древних гигантов и почти правда. Только вот в роли гигантов выступали вулканы. Во время остывания лавового озера некоторые части лавы отвердевают быстрее других, образуются конвекционные потоки в которых стенки уже застыли, а внутри все еще движется горящая лава. Эти конвекционные потоки выравниваются друг относительно друга и принимают форму шестигранных труб.
После этого лава застывает окончательно, а колонные наиболее ярко выраженными получаются в центральных зонах лавового озера.
На самом деле, в реальности это место производит намного более сильное впечатление, чем на картинках. По фотографиям кажется, что столбы находятся только на небольшом участке скалы, а на самом деле они тянутся на несколько сотен метров по обеим сторонам реки.
Интересный и ведущий "вникуда" мост. Сейчас от него идет пешеходная тропа, которая затем выходит к дороге, ведущей к крепости Какаваберд.
Теперь несколько слов про наше средство предвидения — Datsun OnDo. Оценить все преимущества нового двигателя в полной мере у меня не получилось, просто потому что на старом двигателе я не ездила. Но он едет. И в принципе можно даже совершать обгоны. Понятно, что хотелось мощности немного побольше, особенно при подъеме в горы или на обгонах, но с другой стороны, цена машины с новым мотором начинается от 515 000 рублей (комплектация Trust II), а с более мощным двигателем это был бы совсем другой автомобиль за совсем другие деньги.
Пришлось вспомнить навыки езды с механической коробкой передач, потому что двигатель не ставится на машины с автоматом. Но что могу сказать точно — в салоне комфортно и довольно тихо, коробка передач переключается без проблем. Небольшие вопросы вызывает эргономика и расположение круиз контроля на подрулевом переключателе. Понятно, что мультируль увеличит стоимость автомобиля, но на подрулевом переключателе? А вот подвеска в автомобиле прекрасная, благодаря ей и высокому клиренсу передвижение даже по самым сложным дорогам не вызывает проблем.
Доплата на чуть более мощный двигатель составляет 15000 рублей, кроме этого все автомобиле Datsun OnDo и MiDo оснащаются "зимним пакетом", 2 подушками безопасности, электроусилителем руля и ABS.
Ну а Армения? у меня осталось очень неоднозначное впечатление от страны… и, пожалуй, это будет поводом вернуться еще раз.